10:34p |
о походе в ресторан в Америке Среди национальных символов Америки первый ряд - статуя Свободы, Уолл стрит, Голливуд, Ниагара. А вот символ другого плана, ресторан. Поход в ресторан это американский ритуал, на тарелке подносят не просто картофель фри и гамбургер, а еще и нечто невидимое, что и отличает ритуал от простого действия.
Американец, оказавшийся заграницей первым делом отмечает: у них еда жирная. (Неважно, что в макдональдсе, в которой он ходит в своем спальном райне может быть гораздо жирнее, важно, что он считает, что хорошей еда может быть только в Америке. "Обезжиренный" для этого поколения синоним "хорошего", а жирный - "плохого".) И наоборот: в Америке еда здоровая. Так считает американец. В ней и в том, как она подается он находит американский дух.
Есть в смысле поглощать это, вообще говоря, действительно американская черта. Бюргер, идущий после работы в ресторан не просто голоден, ему не просто хочется показать себя другим и посмотреть на людей за соседним столиком. Он исполняет ритуал. Он идет поглощать. Это американский намаз, вечерние поклоны, курение богам и медитация на свечке. Это почти священнодействие. Почти, потому что категория святости в молодом обществе не вступила в свою силу, она не осознается как таковая. (Вот кстати, подробность. В Америке много ресторанов с названиями вроде Silver Dinner. Это рестораны ретро, в них все как в 50-ые. Это история для американца. Он воспринимает поход в такой ресторан, как уксусный питерский интеллигент вылазку в Эрмитаж. Там он "соприкасается с прошлым, в его масштабе - давним, ведь в 50-ые не было компьютеров и сотовых телефонов, а история для него это прежде всего история техники. )
Так создаются великие цивилизации. Одно действие, повторенное миллиарды раз на все возможные лады. Армия ртов, забор вилок и вавилонская башня бутылок с Кетчупом. Все делают одно, все говорит об одном, все стремится к одному. Нарезка национального характера как нарезка ствола. Шаг вправо, шаг влево расстрел. Если ты не ешь в ресторане, не поглощаешь, значит ты не американец.
Наверное, если спросить, что такое рай для американца, он будет чем-то похож на макдональдс, в котором раз и навсегда оплачена бесконечный биг мак и дайет пепси. На том свете все абсолютно обезжирено и, добавим, абсолютно безвкусно. Там нет телесного, есть только ритуал в своем бесконечно тупом и одновременно гениальном повторении: поглощать, поглощать, поглощать. |