NKWD-CRIMES. Свидетельство преступления (30 января – 5 февраля)
http://razvedchik.ru/public/10213/ Кирилл Александров (Санкт-Петербург) ◦ Разведчик.ру ◦ 06 Февраля 2007
Маленький древнерусский городок Льгов в Курской области… Бывший уездный город одноименной губернии. Театр военных действий во время жестоких боев с большевиками летом – осенью 1919 года. Во время Второй мировой войны оккупирован немцами в конце октября 1941 г. и оставлен ими в начале марта 1943 г. Сегодня здесь живет 22 тысячи человек. Казалось бы, наших соотечественников трудно чем-то удивить, но история, которая произошла здесь и получила всероссийскую известность, благодаря расследованию газеты «Известия», производит потрясающее впечатление на фоне вялотекущей провинциальной жизни.
В советское время существовало нечто общее в небольших городках и населенных пунктах бывшей российской глубинки. В центре типовой райком или горком партии. Рядом здание райотдела или горотдела УКГБ. Если памятник – то непременно вождю мирового пролетариата. Обязательно наличие улицы Ленина. В достопамятном Льгове до революции пользовалась известностью семья купца Владимира Пафнутьева, владельца симпатичного особнячка. Трудно уже сказать почему, но Пафнутьев построил особняк так, что с улицы он казался одноэтажным, так как весь цокольный этаж был неприметен для взоров прохожих и уходил в землю. Хранил ли купец в нем товары или ценности, пользовал его в качестве складских помещений или по какой другой надобности, теперь уже установить невозможно.
После Октябрьского переворота Пафнутьевых из особняка выгнали, здание приглянулось местной ЧК. Каменное, просторное. В цоколе, неприметном с улицы, нагородили клетушек под камеры и принялись за работу.… Потом, в 1920-е гг. в особняке разместился территориальный отдел ОГПУ, а затем и НКВД. Профиль организации не менялся, менялась лишь ее аббревиатура. Интересно, что льговских старожилов практически не осталось, поэтому вспомнить, какая организация в пафнутьевском особняке размещалась во время немецкой оккупации никто не может. Кто-то говорит – Гестапо, кто-то – вспомогательная полиция, а старый внук Пафнутьева утверждает – дом пустой стоял, они с мальчишками при немцах там лазали, со страхом заглядывая в цоколе в опустевшие камеры. Лишь в конце 1942 года, незадолго до отступления, немецкая комендатура хотела использовать его в качестве офицерского дома отдыха, но так и не ясно, успела ли. А через какое-то время после войны особняк Пафнутьева занял райотдел милиции.