dowcomments' Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Tuesday, September 16th, 2008

    Time Event
    9:30a
    Немного истории
    Предлагаю немного отвлечься от текущих событий и вспомнить прошлое. Восемнадцать лет назад произошло знаменательное событие - накрылся медным тазом инвестиционный банк Drexel Burnham Lambert. Компания была основана в 1935 г. Первые тридцать с лишним лет мы пропустим и  начнем с 1969, когда в контору устроился 23-летний выпускник престижного Wharton, Майкл Милкен.

    Уроженец Калифорнии Милкен был, по легенде, настолько увлечен делом, что надевал на голову шахтерский фонарь, чтобы по дороге с работы читать в автобусе отчеты компаний. Еще в университете один из его профессоров обнаружил, что портфель высокорисковых облигаций приносит хороший доход - Майкл впечатлился этим и запомнил надолго.

    В 1973 Drexel обьединилась с Burnham and Company. Милкен убедил своего менеджера организовать отдел по работе с облигациями и добился поразительного результата в 100% годовых. Уже в 1976 годовой доход тридцатилетнего Майкла составлял около 5 миллионов долларов - тех славных долларов 70-х, а не траченных последними десятилетиями цветных бумажек.

    На протяжении следующих лет Майкл Милкен расширял свой департамент и добивался совершенства в торговле высокодоходными облигациями. Постепенно выросшие возможности по привлечению капитала достигли немыслимых ранее размеров - Майкл мог без проблем найти миллиард долларов для нуждающейся компании за час телефонных переговоров. Способность быстро привлекать средства была неоценима в сделках по выкупу предприятий на кредитные деньги (LBO) - такой же моде 80-х как диско и прически в стиле Джо Дассена. Но главной любовью  Милкена  оставались его любимые высокодоходные бумаги, мусорные облигации или junk bonds, как их называли тогда.

    Эти бумаги были весьма своеобразны. Выпускали их компании в силу размера или репутации не могущие быть первоклассными заемщиками, поэтому доход был выше среднего, а надежность - гм, негарантирована.  Используя разные методы убеждения инвесторов - вплоть до многодневных бесплатных "семинаров" на океанском побережье со стриптизёршами и веществами во вкусе 80-х, Милкен фактически создал новый рынок. Он убедил инвесторов - игра стоит свеч, а овчинка -выделки. Благодаря Майклу росли очевидные прибыли (как и скрытые риски), но в целом всё шло отлично.

    Руководитель Drexel Burnham Lambert  на словах был весьма щепетилен в вопросах соблюдения законодательства. Милкен же уважал законы постольку, поскольку они не мешали ему осуществлять собственные планы. Комиссия США по биржам и ценным бумагам (SEC) - это биржевое НКВД - внимательно следило за карьерой нашего героя с конца 70-х. Накопленные вопросы постепенно превращались в претензии.

    Свое сорокалетие Майкл Милкен отметил, заработав 550 миллионов долларов. Drexel блистал на рынке, но личный доход Майкла превысил годовую прибыль компании. Останавливаться на достигнутом никто не собирался. В этом же 1986 году Деннис Левин, управляющий директор Drexel был обвинен в инсайдерской торговле. Это была первая ласточка грядущих неприятностей.

    Спустя два непростых года SEC выдвинула новые обвинения в инсайдерской торговле, мошенничестве с клиентами и манипуляциях акциями. Теперь во всех обвинениях фигурировал Милкен и его отдел. Компания подпадала под федеральный закон о преступных организациях. Для дальнейшего существования компании необходим был миллиард долларов.  Но как и у большинства других инвестиционных компаний, своих средств у Drexel было очень мало. Доля заёмного капитала составляла 96%.

    В апреле 1989 сокращено пять тысяч сотрудников. Рушится рынок мусорных облигаций. Потери четвертого квартала составляют 86 миллионов долларов. Итоги года - минус сорок миллионов, первый убыток за 54 года истории компании.

    Drexel пытается провести реструктуризацию. Бесполезно.  Биржа, банки, SEC - никто не верит в благополучный исход. 12 февраля 1990 становится понятно - компания обречена. 13 февраля Drexel подает документы на банкротство.

    24 апреля 1990 Милкена признают виновным по 6 пунктам обвинения и сажают в тюрьму. Эпоху 80-х позже назовут "Десятилетием жадности". Но это уже совсем другая история.


    Любопытно, что за последние двадцать лет был лишь еще один случай обьявления о банкротстве инвестиционного банка из первой пятерки. Вчера.
    12:05p
    Красный день календаря
    Dow 10,917.51 -504.48 (-4.42%), Nasdaq 2,179.91 -81.36 (-3.60%) S&P 500
    1,192.70 -59.00 (-4.71%)

    Если судить по биржевым индикаторам, то прошедший день, бесспорно - красный
    день календаря. Отрицательные - красные - значения демонстрируют худшую
    торговую сессию за год. Таким образом рынок отреагировал на банкротство
    Lehman.

    Казалось бы - ну банкротство и банкротство. По большому счету от
    национализации Фанни Мэй, Фредди Мак и выкупа Bear Stearns инвесторы тоже не
    выиграли. Дело не в инвесторах, дело - в обязательствах компаний.

    Компании на финансовых рынках стоят плотно как костяшки домино. И падение
    инвестбанка означает, что его обязательства превращаются в ничто. Это
    чревато цепной реакцией остальных участников процесса.

    По оценкам экспертов, государство, взяв Фредди и Фанни на себя, взвалило
    обязательства размером 5,5 триллионов долларов в конечном счете на плечи
    налогоплательщиков. Через несколько лет сумма будет равняться уже 10
    триллионам и триллиона 2 будут скорее всего чистыми потерями. А это - по
    25000 долларов на каждую американскую семью.

    Для сравнения: если у всех украинских олигархов отобрать собственность и
    раздать ее украинцам поровну, каждая семья получит в лучшем случае 12000
    долларов. То есть одним движением американцев нагнули уже в два раза круче,
    чем нас результатами приватизации и 17 годами незалежности.

    Поэтому банкротство Lehman - знак. Американское правительство прекращает
    платить по чужим долгам. И теперь надежды инвесторов вновь погибают
    последними, притом в страшных судорогах.

    И это - первый хороший признак. Надежда на то, что кризис прекратится. Да,
    нескоро, да, крови еще прольется немало. Но это решение - поворотная точка.
    Стратегически это - первый правильный ход американского правительства за
    последний год. Все, что было до, напоминало лечение гангрены зеленкой и
    горчичниками.

    Ну что еще? Не к ночи будь помянутая компания AIG потеряла еще 61%
    капитализации и теперь стоит в 15 раз дешевле, чем год назад. На бирже
    Украины снова был короткий день - торги прекращали дважды. Российские
    индексы тоже в хороших минусах.

    Театр закрывается - нас всех тошнит!

    << Previous Day 2008/09/16
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org