| 4:00a |
Пятница, десятое. Пятница показала наличие пороха в пороховницах Уолл-Стрит. В начале торгового дня котировки рухнули процентов на семь вниз, чтобы подпрыгнуть чуть выше нуля и снова завалиться до конца торговой сессии. В итоге - небольшие минуса и испорченное настроение на следующую неделю. Участникам рынка пора задуматься о массовых закупках памперсов - такие чудеса на виражах даром не проходят.
Безумная волатильность сметает забредающие на биржи деньги. Тысяча пунктов разницы между вершиной и дном индекса в течение одного дня и бешеные объемы торгов - 2,95 миллиардов акций на Нью-Йоркской бирже, рекорд обычного торгового дня. Объем предыдущего дня, для справки, в полтора раза меньше. Ясность по поводу дальнейшего направления рынка отсутствует.
Опасность ситуации заключается еще и в снижающихся ожиданиях по прибыли компаний. Классика жанра, мёртвая петля: падающие продажи ведут к снижению прибыли, дальше - уменьшение инвестиций и снова к падающим продажам. Потом цикл повторяется. Откуда тут взяться оптимистическим ожиданиям?
Главным индикатором страха инвесторов на Уолл-Стрит является индекс VIX (The Chicago Board Options Exchange Volatility Index). Нормальное значение этого индекса в спокойные времена редко достигает 10. Всю прошедшую неделю VIX бил рекорд за рекордом. Вчерашнее максимальное значение - 76,94. (Паникой раньше считалось значение около 30.)
Убытки AIG, похоже, будут значительно больше, чем предполагалось месяц назад, когда правительство национализировало компанию. Уже списано в утиль 70 миллиардов долларов. Это примерно равно ВВП Украины в 2004 году. Убытки продолжают расти и окончательная сумма пока за горизонтом. И за облаками.
Министр финансов США Полсон выступил с заявлением о том, что правительство будет скупать акции финансовых учреждений. Прекрасное намерение, теперь вопрос - откуда правительство возьмет для этого деньги? Ответ: у налогоплательщиков и иностранных инвесторов. Вопрос: а что, налогоплательщики и иностранные инвесторы не могли сами купить эти акции, если бы им это было нужно? Ответ: правительству виднее, что покупать и почём. Вопрос: это теперь капитализм такой? Ответ: не комментируем. Полсон обосновывает примерно так: мы можем получить больше гарантий и лучший результат, закупая оптом и от лица государства. Это типа админресурс? Инвесторы будут валить из такого государства при первой возможности.
Уже бегут. Подтверждения этому уже приходят с рынка казначейских ценных бумаг США. Эти обязательства всегда воспринимались инвесторами как убежище во время плохих событий на рынке акций. Слабость акций стимулировала вкладываться в надежный госдолг. Сейчас же инвесторы распродают всё, включая и бумаги казначейства. Возможно, это самое страшное что может произойти с финансами США - мир перестанет одалживать деньги.
Один из западных журналистов выдвинул революционную версию возникновения первопричины кризиса - ипотечного пузыря: мол, во всём виноваты антидепрессанты, которые нация принимала во всё возрастающих количествах. Искусственное повышение уровня серотонина сказывалось на уровне ответственности и ожиданиях людей. Напичканному прозаком гражданину гораздо легче было вляпаться в кредит на полмиллиона долларов за хатынку в Аризонских степях. Версия была воспринята публикой на ура. При всем уважении к чужому мнению хочу заметить, что пузырь на рынке недвижимости - проблема не только американская, и уровень приема транквилизаторов в других странах существенно отличается. Хотя если водку тоже считать антидепрессантом, взгляд на экономические проблемы в наших странах обретет новое измерение. |