Прошагалла Помню, в школьные годы задумал я написать монументальное культрологическое исследование о связи между "Мертвыми душами" Гоголя и эскизами Марка Шагалла, какое-то время увлеченного идеей проиллюстрировать весь роман. Он сделал больше ста - если я помню верно - набросков разной степени готовности, но, кажется, дальше этого дело не пошло (в смысле выпуска книги). Центральным звеном рассуждения в моем исследовании должен был стать вопрос: почему Шагалл изобразил Чичикова с Ноздревым играющими в карты, тогда как двое этих почтенных и приятных во всех отношения х господ поссорились как раз во время шашечной партии? (в карты Чичиков вроде отказался играть, не без оснований подозревая Ноздрева в передергивании). Да, отцы, вот это был безусловно был ключевой вопрос всей авнгардной культуры XX века, но он не был решен только из-за того, что я полагал, что Витебск находится в Украине, а узнавши, что вовсе и нет - в общем, это почему-то подкосило меня.

Да, я вообще хотел написать, что Шагалл за свою долгую (98-летнюю) жизнь много чего нарисовал, но его поздние работы нравятся мне не в пример больше первых, которые принесли ему славу (те, честно сказать, вообще не нравятся). Я искал для себя какой-то годораздел и опускался все ниже и ниже от 76 года пока не дошел до 50-х. Как-то так. В последних его работах есть только синий и желтый (зеленый ушел) и почему-то кажется, что рисовал он каждый кусочек картины в сумерках, близко поднося свечу к холсту и свет ее так и остался расходитсья кругами.
Где-то у себя эти синие вещи Шагалла кажутся мне обратной стороной мультика про Аккакия Аккакиевича, который давно уже делает Норштейн - есть что-то такое детское (уже послевзрослое, а не до) и там и там.