Почему являюсь я роком - Post a comment
( Read Comments )
TimeText
10:40 am

[info]genosse_u

[Link]

Ну и например, чтоб не скучали, моя статья из последнего номера журнала САПИЕНС

Сердце Ангелы



На третий срок, подумать только, на третий срок пошла эта улыбчивая упитанная тётя. Характерной своей походкой взлетела по красной ковровой дорожке, то ли шеи нет у неё, то ли голова вечно втянута в плечи, но в наличии этой самой головы мало кто усомнится. Крепко держит она руль ведущей европейской страны, и голубые глаза её, при всей улыбчивости, холодны, как воды Рейна.

Да-да, «Меркель — это голова», воскликнули бы, живи они в наше время, пикейные жилеты Ильфа и Петрова. Конечно, Германия вышла бы в европейские лидеры при любом лидере внутреннем, так сказать: огромен потенциал этой страны, вечно опаздывающей к переделу мира и возрождающейся из любого пепла. Страна, у которой были Бетховен, Гаусс и Ницше, взяла бы своё и без Ангелы Доротеи Меркель (я, кстати, узнал об этом её втором имени — Доротея — совсем недавно, и отчего-то очень растрогался). Но ведь и она, госпожа Меркель, заслужила свой авторитет не просто так. Где-то писали, что немцы называют её мамкой; вам это ничего не напоминает, браты-беларусы?

Итак, за Германию можем быть спокойны; но лично Ангела Меркель интересна типологически, как одна из самых влиятельных женщин-политиков двадцать первого века. Перед нами воплощённая эмансипация, не нарочито истерическая феминистская, но непосредственная и осязаемая, а потому не нуждающаяся в демонстративности и словесном грохоте. Проявляется она в том что А) канцлером стала женщина, и В) женщина из Германии восточной, т.е. по мнению хозяев дискурса, неправильной.

Я очень часто слышал от наших, бывших советских людей, от дворника до профессора, с умилением высказываемые похвалы в адрес Ангелы Доротеи. «Ах, какая приятная женщина!» Дворник договорился даже до того, что предпочёл бы в качестве своей girl-frend канцлера известной кинодиве Монике Беллучи, потому что «кто её знает, Монику эту, какая она ещё на самом деле, — капризная, наверное; а Меркель, красавица она там или нет, во какая умная, где ещё такую бабу найдёшь». И точно же, умная, — «голова!», как отмечалось выше, о чём свидетельствует хотя бы название её диссертационной работы. «Исследование механизма реакций распада с простым разрывом связей и расчёт их скоростных констант на основании квантово-химического и статистического методов», — не напишет такого Моника Беллучи, да и мы с дворником не напишем. Налицо не только первая в истории женщина-канцлер, но и первый в истории канцлер, начинавший в Институте физической химии.

Впрочем, эта вот всеобщая симпатия, она, конечно, не от ума берёт истоки, а от антропологической близости, прежде всего. Нельзя не заметить, что фрау Меркель внешне представляет собой типичную советскую интеллигентную женщину почтенного возраста. Брючный костюм, локоны, голова набок, отрешённость в словах и жестах — таких дам отлично изображает артист Юрий Стоянов, не так ли?

Ангела, чёрт возьми, отлично смотрелась бы на нашей почве. Учительница математики, доцент в университете или в НИИ, начальница отдела кадров, главный бухгалтер или участковый врач… Представьте себе: не дай бог зашалил у вас желчный или мочевой пузырь, заходите к доктору в кабинет, а там за обшарпанным столом набриолиненный Берлускони в белом халате. Вы же воскликнете «не верю!», правда? А вот если посадить туда Меркель, вы даже глазом не моргнёте, протянув ей свой исписанный формуляр…

Думаю, не только наши люди оценили в Ангеле это скромное обаяние интеллигентного советского функционера. «Остальгия» на территории бывшего ГДР и сейчас распространена весьма широко. Многие считают, что не так уж была плоха эта диковинная страна, в которой люди жили небогато, но защищённо, были уверены в завтрашнем Tag, хотя и побаивались свирепых Stasi, не очень злобно поругивали старого Honecker, подлейше преданного впоследствии очаровашкой Gorbi, устраивали молодёжные фестивали в Karl-Marx-Stadt, слушали голоса пор радио Robotron, пили альтернативный буржуазному напиток Vita-Cola, закусывали сосисками Halberstadt, покуривали сигареты Karo, бороздили проложенные ещё неистовым Адольфом автобаны на доступных простому обывателю машинах Trabant… Да что там Vita-Cola, в ГДР делали даже Spreewälder gurken, солёные огурцы в банке, сдаётся мне, что именно мы, советские, их этому научили.

Специфическая ностальгия уроженца Востока звучит и в рассказах самой Меркель. В годы её никак не знойной, но спокойной северной юности «Товарищество по торговле овощами и фруктами» платило частникам по четыре марки за каждый собранный килограмм черники. Торговля ягодами при этом дотировалась государством, поэтому продавали чернику по цене в два раза дешевле. «Один из нас сдавал килограмм черники, другой, спустя час, приходил в лавку и покупал этот килограмм за 2 марки», — с умилением вспоминала Ангела Доротея.

И вот, очередное превращение, на которые так богата история: именно товарищ Меркель, выходец из той страны, где умели солить огурцы не чета западэнцам, должна была не покладая рук корчевать остатки всего этого великолепия, строя Новую Германию, капиталистическую с головы до пят, стальной локомотив Европы, прущий к новому месту под солнцем. Она справляется, выполняя запросы эпохи с пунктуальностью теоретического химика. Так же хорошо справлялся со своими обязанностями её папа, сменивший фамилию полуполяк, ставший неожиданно протестанским пастором; но старые добрые дети востока ворчат.

«Её обвиняют в том, что она выглядит не как «Ossie» (восточная немка), а как просто немка, — сетовал ещё в пятом году Клаус Шрёдер, директор научного центра по изучению государства и Компартии Восточной Германии (SED-Sttat) при Свободном университете Берлина, есть в Германии и такое диковинное заведение. — Но, если бы она к этому прислушивалась, ей не удалось бы стать ни кандидатом на пост канцлера, ни председателем Христианско-демократического союза. Она является символом объединенной Германии».

Ну что, не так и плохо: немецкая родина-мать. Мощная делопроизводительница, знающая толк не только в делопроизводстве, но и в теоретической химии, консервативная эмансипэ, спокойная, как слон, и вместе с тем исполненная противоречий и парадоксов. А чернику мы ей простим. За давностью лет.
Reply:
 
From:
(will be screened)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Username:
Password:
Subject:
No HTML allowed in subject
Message:



Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting.
My Website Powered by LJ.Rossia.org