Чудесное "В новой стране возникали, естественно, трудности с ночлегом. Часто цыганскую семью не пускали в гостиницу даже за деньги. Что ж. В каждом городишке было место, где не отказывали никому. Это был бордель. Ловари снимали комнату, оплачивали тариф, но отказывались от положенных по такому случаю специфических услуг. Спали они на полу, игнорируя простыни"
"Нередко цыгане отправляли своим знакомым письма "до востребования". Оказавшись в том или ином городе, они шли в главное почтовое отделение, чтобы забрать "цыганскую почту". Часто на конвертах к фамилии адресата было размашистым почерком добавлено слово "цыган". Интересно, что цыгане разбирались в разных видах корреспонденции. Порой они пользовались авиапочтой. Иногда отправляли заказное письмо. Рассматривая скопившиеся конверты, Ян заметил по почтовым маркам, что некоторые послания пролежали в отделе "до востребования" несколько месяцев. Приёмный отец мальчика, Пулика забрал все письма, отправленные ему на фамилию Пэтало. Это были весточки от близких родственников. ...
Кстати, после посещения почты "дикари Европы" отправились на переговорный пункт и воспользовались международной телефонной связью.
Им нужно было переговорить с Парижем."
http://www.zigane.pp.ru/history57.htm" многие ловари использовали навязанную им систему идентификации для того, чтобы "подсластить себе жизнь". Цыган выписывал себе паспорт с выдуманной самолично фамилией, а потом, при каждом пересечении границы вся семья прыскала в кулак, когда таможенник с серьёзным видом переспрашивал : "Так это ты Карбаро*?""
* т.е. Большой Член
http://www.zigane.pp.ru/history56.htm"Ну а если и это не помогало, цыгане шли на крайнее средство. Они начинали чесаться с таким видом, будто их мучит зуд от укусов блох или вшей. Делалось это очень естественно. Природная брезгливость быстро пересиливала любопытство и гаджо покидал табор. Надо ли говорить, что с его уходом почёсывание немедленно прекращалось. Ловари были прекрасно знакомы с азами гигиены и быстро избавлялись от насекомых, если - не дай бог - где-то их подцепляли…"
http://www.zigane.pp.ru/history55.htm"На ежегодную конную ярмарку цыгане выводили только лучших лошадей, ибо надо было держать марку в среде торговцев. Повседневный бизнес строился на других принципах. Пулика, приёмный отец Яна Йорса держал табун так называемых "бельгийских" тягловых лошадей. Во время кочевья по сельской местности, цыган менял хороших коней на маломощных. Разницу в их цене он брал наличными деньгами. Таким образом Пулика постепенно накапливал настоящую коллекцию конских дефектов. Некоторые лошади были просто норовисты или плохо обучены - прежние хозяева, рады были случаю избавиться от них. С другими плохо обращались. Были кони с нагноением ран от варварски пригнанной упряжи. Короче говоря, в момент покупки ни одна лошадь не годилась для тяжёлой фермерской работы. А ведь бедным животным нужен был всего лишь хороший уход для того, чтобы вновь набрать силы!
Нередко Пулика вкладывался в пять или шесть таких лошадей. Он проводил целые дни на пастбищах, говоря с ними низким ласковым голосом. Он двигался медленно, чтобы не пугать их, и они следили за ним любопытными глазами. Если надо, он пускал им кровь или совал слабительное в горло. И никогда он не терпел неудач в оздоровлении.
Подлечив и откормив лошадей, Пулика распродавал их подальше от места покупки, чтобы происхождение живого товара было неизвестно. В людях цыган разбирался не хуже, чем в конях."
http://www.zigane.pp.ru/history52.htm