Новое с сайта Бессонова "В 1933 году была проведена спецоперация по выселению кочевых цыган из окружающих Москву лесов. В результате облав многие таборы были отправлены в Сибирь в так называемые "трудпосёлки ОГПУ". Мне удалось найти несколько жертв этой акции. В частности, я взял интервью у В. Шаматульского, которому в момент задержания было всего шесть лет. Оказалось, мальчик запомнил дату (конец июня 1933 года), а также подсчитал, что цыган было приблизительно пять тысяч. Естественно, я задал Владимиру Викторовичу вопрос, каким образом он оперировал такими большими цифрами в таком малом возрасте. "Всё очень просто. - ответил мне пожилой цыган, - Я тогда как раз считать научился, и мне было интересно пробовать на разных примерах. Я пересчитал, что в нашем вагоне 35 человек. Потом пробежались с пацанами вдоль поезда. Посчитали, сколько вагонов. Перемножил - оказалось больше девяти сотен человек. А эшелонов было пять" [3].
Через некоторое время у меня появилась возможность проверить цыганские выводы по документам. В архиве сохранился рапорт от пом. начальника ГУЛАГа Плинера, адресованный зам. председателя ОГПУ Ягоде. Из документа следовало, что операция по выселению цыган действительно началась в конце июня, а точнее 28 числа. Подтвердились данные о числе эшелонов, а общая цифра депортированных оказалась 5470 человек [4]. Таким образом, цыганский мальчик в подсчётах ошибся очень незначительно. Кстати, рассказ В. Шаматульского полностью совпал с рапортом относительно места ссылки и бытовых условий в эшелоне."
"Ольга Тихоновна, которая в то время была ещё не замужем, рассказывает о периоде под арестом следующее: "Вот пробыли неделю во дворе. Комендант велел мужчин запереть в пустой почте, а нам разрешил перетащить подводы на окраину. Поставили мы на снегу шатры. Ждём. Когда комендант велел расстреливать, нас не нашли. Мы в палатках на окраине жили, а одна старуха лет семидесяти догадалась. "Надо, - говорит, - спрятаться". Женщины ночью перетянули подводы по льду на другой берег и поставили к русским во дворы. Сами с детьми по домам укрылись. Утром немцы хватились - нет никого. А искать уже некогда. Отступление шло".
Пётр Кучеренко продолжает: "Повели расстреливать на бугор - в километре от окраины. Конвой был 12 человек: один полицай, остальные - немцы с автоматами… Мама со мной решила оставаться…
Всё уже ясно. Убьют. Ну, мы с дядей - терять нечего - выбрали момент и прыгнули через забор. Так и так пропадать… Вот бежим мы по сугробам, петляем, ушли от погони. Спрятались в сарае. А остальных к яме повели и положили из автоматов".
Ольга Тихоновна наблюдала те же события из окна через реку: "Видим издали - вывели мужчин. Две молодые цыганки, Лида и Вера решили, что их в тюрьму уводят; побежали следом. Хотели упросить, чтобы мужей выпустили. Когда возле ямы начали стрелять, они всё поняли и побежали в поле. Их убили в спину. У одной был ребёнок на руках. Застрелили и его"."
http://zigane.pp.ru/etno-03.htm