Благотворительный марафон: итоги
(источник -
http://www.rod-ru.org/news240/)
Итак, закончен Благотворительный марафон в честь Дня русских политзаключенных, проведенный Русским Общественным Движением в течение недели, с 18 по 25 июля. Можно подвести его итоги.
Количество собранных нами средств беспрецедентно. На сегодня (вторник, 26 июля) в нашей «кассе политзаключенных» 185 тысяч рублей! И это еще не окончательная цифра: пожертвования продолжают приходить.
Среди наших жертвователей – не только граждане России, но и жители далеких стран, от суровойФинляндии до теплой Греции: всех их объединяет солидарность с русскими политзаключенными. Один из наших зарубежных друзей в ходе марафона оплатил годовой хостинг для сайта, посвященного делу Тихонова и Хасис: www.tihonov-hasis.info . Размер пожертвований – самый разный, от 100-150 рублей до 10 тысяч. Перечислить всех жертвователей едва ли возможно: их намного больше сотни, к тому же многие из них не называли своих имен, а другие просили нас не смущать их благодарностями.
Поэтому просто хочу сказать всем вам, дорогие наши друзья, огромное спасибо – не только от себя, но и от людей, которым вы помогли! Вы сделали доброе дело – и, будьте уверены, оно не пропадет втуне.
Также хочу горячо поблагодарить всех, кто распространял информацию о нашей акции в СМИ, на интернет-ресурсах, в блогах и соцсетях. Особая благодарность коллективу газеты «Завтра»: благодаря их объявлению в акции смогли принять участие люди старшего возраста, далекие от интернета. Благодарю нашу «группу безопасности» и всех, кто помогал нам в этом благом деле.
Теперь – несколько слов о том, кому помогут и на что будут израсходованы эти средства.
Для нашей акции мы выбрали пятерых заключенных, несправедливость положения которых и политические причины этой несправедливости и для нас, и для русского общества (по крайней мере, для значительной его части) очевидны. Вот они:
Лейтенант Сергей Аракчеев – сапер, обвиненный в убийстве троих мирных жителей Чечни. Был дважды оправдан двумя судами присяжных за непричастностью к этому преступлению: на момент убийства у Сергея стопроцентное алиби. Но президент Чечни Рамзан Кадыров публично заявил, что «присяжные недопоняли волю чеченского народа»; затем состоялся третий суд, уже без присяжных – и в 2008 году военный судья Цыбульник приговорил Сергея Аракчеева к 17 годам тюрьмы. Недавнее исследование на «детекторе лжи» полностью подтвердило невиновность Аракчеева.
Константин Душенов – известный журналист, публицист, общественный деятель. Душенов – один из «узников 282-й статьи»: он был приговорен к трем годам колонии-поселения за съемку и распространение публицистического фильма «Россия с ножом в спине». Душенов не призывал к насилию или к иным противоправным действиям, не совершал и не предлагал совершать ничего противозаконного – он лишен свободы только за то, что высказывал свои политические и религиозные взгляды. И на этом его мытарства не закончились. В колонии Душенов был жестоко избит, а затем, когда обратился за медицинской помощью, начальство колонии его «подставило»:
его отправили на обследование в другую больницу, а когда он оттуда вернулся, заявили, что он якобы пытался бежать. По факту его «побега» возбуждено новое уголовное дело; ему грозит новый срок – на этот раз на зоне.
Никита Тихонов и Евгения Хасис – журналист и правозащитница, фигуранты громкого уголовного дела об убийстве Маркелова и Бабуровой. Мы внимательно следили за этим процессом от начала и до конца – и, вместе со многим другими наблюдателями, пришли к выводу, что виновность Тихонова и Хасис крайне сомнительна. Убедительных доказательств их вины следствие не представило, многих загадок этого дела не разрешило; при этом как следствие, так и суд проходили с многочисленными грубыми нарушениями и с явным «обвинительным уклоном»,
на присяжных оказывалось нескрываемое давление – что, в конечном счете, и обусловило обвинительный приговор. Во время суда судья Замашнюк откровенно заявлял, что «целью судебного процесса является доказательство наличия у Тихонова и Хасис националистических взглядов» - что прямо указывает на политический характер этого судилища. Никита Тихонов осужден пожизненно, Евгения Хасис приговорена к 18 годам тюремного заключения.
Антон Мухачев – еще один «узник 282-й статьи»: провел почти 2 года в СИЗО и сейчас находится под судом по обвинению в «создании экстремистского сообщества» (ст. 282.1), состоявшего, судя по материалам обвинения, из одного человека – его самого. Делом Мухачева занималось ФСБ. О ходе следствия достаточно сказать, что сначала Антона арестовали, а затем два месяца придумывали причину для возбуждения уголовного дела. О ходе суда – достаточно сказать, что непосредственно в здании суда, в перерывах между заседаниями, Мухачева избивают сотрудники ФСБ, и это остается без последствий. Суд ведется в закрытом режиме и, к сожалению, весьма вероятно, что он окончится реальным сроком. Против жены Мухачева Ольги Касьяненко также возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ. У наблюдателей нет сомнений, что истинная причина преследования этой семьи – националистические взгляды и активная гражданская позиция мужа и жены Мухачевых.
Каждому из этих пятерых политзаключенных Русское Общественное Движение перечисляет по 30 000 рублей.
Пожертвования, собранные для Сергея Аракчеева, будут переданы его матери Валентине Петровне Аракчеевой.
Пожертвования, собранные для Константина Душенова, будут перечислены на банковский счет его жены Елены Ивановны Душеновой.
Пожертвования, собранные для Никиты Тихонова, будут переданы его отцу Александру Николаевичу Тихонову, или его представителям по согласованию с ним.
Пожертвования, собранные для Евгении Хасис, будут переданы представителям русской правозащитной организации «Русский Вердикт», в которой работала Евгения и которая взяла на себя и ее судебную защиту, и обеспечение в тюрьме.
Пожертвования, собранные для Антона Мухачева, будут переданы его жене Ольге Касьяненко, или ее представителям по согласованию с ней.
Возникает естественный вопрос: на что именно пойдут эти деньги? Зачем вообще деньги заключенному? Жертвователи имеют право это знать.
Поясню на примере Евгении Хасис.
5 000 рублей будут положены на ее личный тюремный счет. Этими деньгами она сможет пользоваться по своему усмотрению в тюрьме, например, покупая что-то в тюремном магазине. А когда, к нашей общей радости, она выйдет на свободу, деньги на счету очень пригодятся ей в первые дни на воле. Еще 15 000 рублей будут распределены между: 1) регулярными продуктовыми передачами; 2) подпиской на газеты и журналы, а также книгами; 3) бытовыми вещами, гигиеническими принадлежностями и канцелярией (бумага, ручки, карандаши для записей и писем; читать и писать – главные занятия в тюрьме). Оставшиеся 10 000 рублей пойдут на подготовку к этапированию к месту отбытия срока: во время этапирования ей понадобятся походные вещи, различные хозяйственные и гигиенические принадлежности, возможно, теплая одежда.
Примерно так же будут использованы пожертвования Никите Тихонову и Антону Мухачеву – с той лишь разницей, что в случае Мухачева 10 000 рублей мы направляем на материальную поддержку его двухлетней дочери Ярославы (после ареста главы семьи Ольга и Ярослава остались фактически без средств к существованию).
Скорее всего, аналогичным образом будут использованы пожертвования Сергею Аракчееву: подробнее об этом расскажет нам завтра его мать, которой мы передадим эти средства.
Что касается Душенова, то, поскольку его ждет второй суд, можно ожидать, что основная часть этих 30 тысяч будет направлена на его качественную юридическую защиту. Решение об этом – за его женой, которой мы передаем эти средства.
Я описала судьбу 150 тысяч; что же произойдет с оставшимися 35-ю?
В ходе акции многие задавали нам вопросы: можно ли перечислять деньги для политзаключенных не сейчас, а в другое время, когда жертвователю будет удобнее? Будем ли мы проводить такие акции регулярно, станут ли они более масштабными? Почему не проводится систематическая работа в защиту политзаключенных – например, регулярный мониторинг и анализ случаев осуждения по 282-й статье? Почему не существует даже полного и точного списка «узников 282-й»? Наконец, почему бы не создать постоянно действующую структуру помощи политзаключенным?
Эти вопросы и предложения совершенно справедливы. И, выслушав их, мы решили, что эта необычайно удачная акция, в ходе которой столько людей делом показали свое доверие нам, должна положить начало постоянно действующему Фонду помощи политзаключенным-русским националистам в России при Русском Общественном Движении.
Поэтому мы разделили собранные пожертвования не на пять, а на шесть частей – и одну шестую собранных средств решили положить в основание этого Фонда.
Для чего необходим такой Фонд?
Во-первых, для регулярной помощи политзаключенным – прежде всего, для отправки посылок и подарков к праздничным датам. Устраивать благотворительные марафоны по шесть раз в год тяжело и накладно; перед праздниками у всех нас обычно хватает своих дел, и нам не до того, чтобы собирать или где-то изыскивать недостающие средства на посылки зекам. Однако наши товарищи в неволе должны знать: мы никогда о них не забываем.
Во-вторых, для экстренных случаев. Например: кого-то из националистов внезапно задержали и «шьют» ему серьезное обвинение. Увы, никто из нас сейчас от этого не застрахован. Необходимые вещи в СИЗО, помощь квалифицированного юриста нужны ему не через месяц и не через неделю, а как можно скорее. Или: в тюрьме произошло нечто экстраординарное, политзаключенного избили или «подставили» - нужно проверить информацию, командировать к нему адвоката, и дело также не терпит отлагательства. Для этого также необходим запас средств.
Наконец, в-третьих, постоянно работающий Фонд необходим для систематической защиты прав политзаключенных. Ведь наша главная цель – не та, чтобы они «хорошо сидели» и в тюрьме были всем обеспечены. Это очень важно, но это еще не все. Главная наша цель – чтобы политзаключенных в России не было, чтобы все они вышли на свободу, а практика политических преследований прекратилась. А для этого необходима статистическая и аналитическая работа, юридический анализ уголовных дел, «поставленные на поток» обращения в различные государственные и международные инстанции; наконец, постоянное и широкое распространение, как по отечественным, так и по международным каналам, информации о положении с политзаключенными в России. Русские правозащитные организации уже сейчас выполняют эти задачи – но выполняют скорее иногда, от случая к случаю. А чтобы достичь успеха, необходима упорная и кропотливая работа. Работа, требующая систематического подхода и высокого профессионального уровня, которую практически невозможно выполнять «на коленке», в одиночку или силами нескольких энтузиастов; которая требует определенных структур и средств.
Надеюсь, что нашему Фонду удастся выполнить эти задачи.
Отчеты о работе Фонда будут регулярно публиковаться на нашем сайте: www.rod-ru.org и на других ресурсах Русского Общественного Движения. В ближайшее время мы создадим на нашем сайте страничку Фонда; в дальнейшем, возможно, у него появится собственный сайт.
В заключение хочу еще раз от всей души поблагодарить всех, кто принял участие в Благотворительном марафоне. Дорогие друзья, вы не просто делаете доброе дело: вы помогаете верить, что для русского народа еще не все потеряно. На наших глазах лозунг «Русский, помоги русскому!» становится реальностью – и это вселяет надежду.
Наталия Холмогорова