12:10a |
К дискуссиям: что лучше: советское или несоветское прошлое?
Всякое время, наверное, порождает массу примеров за и против. Мне почему-то на ночь глядя вспомнилась коротенькая история, которую я слышал более 25 лет назад.
Был у моей бабушки двоюродный брат. Дед Егор. Жил в районе Речного вокзала. Инвалид войны. Ампутировали ногу после того, как он ее отморозил, пролежав на морозе раненым зимой 1941 года под Москвой. Видел я его всего два раза в жизни в 81 и 83 годах. Рассказывал всякие житейские истории о своей жизни. 81й еще даже не горбачевские 85-86гг., все чин чином, Олимпиада-80 вон со своим медведем только что отгремела (на Мишку можно было на ВДНХ поглазеть). А рассказы деда вызывали какое-то тяжелое чувство.
Как они попали в Москву из своей Липецкой/Орловской области не знаю. Жили в Москве в 30х годах в тех же местах, район северного речного вокзала, куда воля вождей привела новый канал. Земля слухами полнилась и ходили слухи, что очень тяжело приходится строителям канала им. Москвы (Москва-Волга им. Сталина), таким же крестьянам, как и они. Слухи оставались слухами до тех пор пока не поплыли по каналу трупы тех самых строителей новой жизни. Это как бы предыстория.
А история деда касалась его брата, который в разгар войны за какие-то провинности попал в лагеря (не знаю, может и по делу попал, не важно). Дед Егор, помня страшные истории, рассказываемые полушепотом о лагерях в 30-е, как только встал на ногу после ампутации, озаботился помочь брату и навестить его в местах не столь отдаленных, где-то на севере Европейской части РФ. С чем поехать? Чем помочь? Война, в Москве если и не голод, то никаких излишеств. Да и не на именины собрался: решил насушить сухарей. Не без труда насобирал за какое-то время из своего пайка мешок сухарей. Далее шел довольно интересный рассказ о путешествии из Москвы на северА, детали которого я не помню (уважаемые друзья, если живы ваши бабушки/дедушки, то поговорите с ними и запоминайте (запишите) мелочи - они лучше всего характеризуют время).
Недели две добирался дед. Но добрался таки. Ну добрался. И что? Свиданий не положено, начал налаживать контакт с охраной: - Так мол и так, и вы и мы дети семьи трудовой - давайте помогайте ребята, брат помирает у вас тут, помогите ради Христа. - А чё не помочь, - ответили братья. Давай свои сухари.
Отдал. Повернули после этого деда, дали пинка под зад, обсмеяли/обматерили: отправляйся-ка ты, немощь, обратно. И если ума нет, то как накопишь следующий мешок, то возвращайся, будем ждать.
Дед по виду был не слабак, и повоевать успел и инвалидом в юности стать, а историю про сухари рассказывал, как свой самый страшный эпизод из жизни. Для него эти охранники и были лицом советской власти
А брат - молодой парень, умер в лагере. |