Дневник ГП
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Saturday, March 1st, 2008

    Time Event
    2:08p
    Весна. ЖЖ
    На улице весна. Погуляли с собакой по окрестностям. Пес, оказывается, тоже пишет свой ЖЖ. У подъезда поднимает лапу (не терпится поделиться новостями), у забора, под деревом. Пишет сам и комментирует чужие записи. Иногда одобрительно задерживается и что-то долго задумчиво нюхает. Иногда лает: "кг/ам, убей себя апстену!".
    3:00p
    Практика хлебозаготовок в Казахстане во время войны
    Вместо того, чтобы снимать дурные сериалы на исторические темы, пустили бы наши шефы материалы госархивов в свет. Много чего интересного проскакивает по отдельным публикациям.

    Казахстан, Южно-Казахстанская область, Сузакский район, 1942-44 гг.

    "Политика, проводившаяся в Южно-Казахстанской области обрекала колхозников на голодную смерть.

    “руководители Сузакского района не интересовались положением колхозников и не оказывали помощи нуждающимся, скрывая действительное положение в районе от областного руководства”.

    “в 1943 году район получил крайне низкий урожай зерновых – 268 кг. с га против 556 кг в 1942 г., причем свыше 1000 га зерновых погибло от плохого ухода”.

    В результате “из 40 колхозов района только двадцать выполнили план хлебосдачи”. В условиях военного времени такой результат мог обернуться для партийных лидеров района весьма предсказуемыми последствиями. Во избежания их на колхозы которые уже выполнили свои обязательства перед государством было наложено дополнительное бремя.

    “под нажимом РК КП(б)К и Райсовета, без согласия самих колхозников” они были вынуждены “сдавать хлеб за счет отстающих колхозов” при этом ни один из них не знал “за счет какого колхоза им выполнена поставка, так как документов об этом не выдавалось”. Сами же колхозники остались без средств, к существованию, поскольку им было выделено из урожая 1943 г. “в среднем 400 граммов на трудодень…”.

    С декабря 1943 г. в области проводился хлеба закуп. Для выполнения его плана партийные организации, райсовет установили твердые задания для рабочих, служащих, колхозников. На людей оказывался сильный прессинг, сродни известным методам периода коллективизации.

    власти “производили обыски по изъятию хлеба, заставляли рабочих и служащих сдавать в счет хлеба закупа хлебные карточки, а колхозников – продавать скот личного пользования и домашнее имущество”.

    “… В период хлеба закупа, при личном участии секретаря РК КП(б)К Темиралиева, творились вопиющие бесчинства, вызвавшие возмущение и озлобление среди населения. Темиралиев вызвал директора средней школы Даниярова, угрожая ему судом и исключением из партии, заставил сдать <по хлебозакупу> хлебные карточки учителей на 300 кг. По его же указанию было взято в больнице и сдано по хлеба закупу 21 кг. кукурузы”.

    Под давлением секретаря райкома партии председатель колхоза "Сундындык" Абдувахитов был вынужден обменять в Кзыл-Ординской области "несколько голов скота и домашние вещи колхозников на две тонны хлеба".

    Практика насильственного изъятия хлеба затронула и рядовых колхозников, у которых отнимали последние килограммы хлеба, домашние вещи, посуду. "у жены фронтовика Исламкуловой (колхоз имени Куйбышева) имеющей трех детей, отобрали котел и тринадцать килограмм мяса, засчитав это за 27 кг. хлеба".

    В колхозе "Кайнар" семидесятисемилетний колхозник Шамаев, отец трех фронтовиков продал самовар, медный таз и кошму, чтобы выполнить задание по хлебозакупу.

    Жена награжденного фронтовика Досметова, мать четырех детей продала шелковой платок и серьги, чтобы сдать 64 кг. хлеба.

    Колхозница Вегметова имеющая трех детей должны была сдать 40 кг хлеба. Не имея скота и какого-либо другого имущества, Вегметова сдала топор и пилу

    В первомайском сельсовете под руководством зампредрайсовета Малдыбекова и районного прокурора Махамбетова были произведены массовые обыски у колхозников…В итоге, как свидетельствует документы численность скота находящегося в личной собственность резко сократилось. В 2824 колхозах района 1755 не имели коров, 1086 вообще не имели скота.

    личное подсобное хозяйство для подавляющего большинства людей в годы войны были почти единственным источником их существования. Таким образом, власти (партийные органы, сельские, районные советы) проводя политику насильственных изъятий хлеба у колхозников обрекали их на голодную смерть.

    органы НКВД-МВД прямо признавали, что “поголовное изъятие хлеба у рабочих, служащих, колхозников привело к тому, что с декабря прошлого (1943 г.) – года в районе начался голод, в феврале – марте текущего года (1944 г.) появились массовые случаи опухания и смертность от голода …” Только в колхозе им Куйбышева “50% колхозников опухли от голода, проживавшие в районе бывшие польские граждане употребляли в пищу собак и кошек…”

    Приведенные НКВД факты практики хлебозаготовок, были далеко не единичными. Аналогичная ситуация сложилась в Алма-Атинской, Карагандинской, Джамбульской областях.

    Сказывались общее ухудшение материально-бытовых условий, снизившийся уровень медико-санитарного обслуживания. В годы войны изменился половозрастной состав жителей, так как село отдала фронту самых молодых и трудоспособных мужчин, 80% рабочих в колхозах составляли женщины. Постоянное недоедание и непосильный труд приводили к росту заболеваний и росту смертности.


    http://www.ainros.ru/materPP/207PobPrib.htm

    << Previous Day 2008/03/01
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org