Жизнь это не высшая ценность (собственная, разумеется)
Оглянись: куда ни взглянешь, всюду конец твоим несчастьям. Видишь вон тот обрыв? С него спускаются к свободе. Видишь это море, эту речку, этот колодец? Там на дне сидит свобода. Видишь это дерево? Ничего, что оно полузасохшее, больное, невысокое: с каждого сука свисает свобода. Посмотри на свою глотку, шею, сердце: все это дороги, по которым можно убежать из рабства... Ты спрашиваешь, какой еще путь ведет к свободе? Да любая жила в твоем теле!
Луций Анней Сенека, "De Ira", 3:15
Живой он жарче пива с имбирем,
Зато когда он мертв, он очень тих,
Он - уточка, барашек, резеда,
Модель резинового дурачка,
Ему и вовсе наплевать тогда
На действия британского полка.
Дж. Р. Киплинг, "Фуззи-вуззи"
Дисклеймер: рассуждения носят общий характер, прошу не рассматривать их как заявление о намерениях.
Однажды задумался над тем, где именно в Священном Писании осуждается самоубийство. Сколько ни напрягал память, ни просматривал текст Ветхого и Нового Завета, ничего не мог найти по теме. И на самом деле,
( длинная цитата )А эта версия вызывает сомнения в добросовестности тех богословов, которые на столь шатком основании вывели запрет на самоубийство:
( Ещё цитата )Иными словами, за запретом самоубийства стояла примитивная забота о сохранности движимого имущества. При этом свободным гражданам была, при формальном запрете, через формулировку "невыносимость жизни", по сути, дана полная свобода распоряжаться своим правом на жизнь. Ограничения касались только рабов и накладывались в интересах их владельцев: от мёртвого раба мало толку... Но раз так, то можно допустить, что этот запрет следует из того, что люди — рабы Божьи.
Но и тут вышла накладка. Поискал при помощи портала
Bible Gateway выражения "раб Божий" и "раб Господень" в русском тексте обоих Заветов Библии (Синодальный перевод). Первое словосочетание найдено не было вообще, по второму нашлось
17 отрывков — все из Ветхого Завета. И все относятся не к рядовым общинникам, а к лидерам, которые непосредственно выполняли волю Божью — Моисею и Иисусу Навину. Словами "раб мой" Бог
обращается к Иакову , который опять же не рядовой человек, а патриарх, родоначальник еврейского народа. Иными словами, термин относится не ко всем людям, а к непосредственным "вассалам" Всевышнего: вождям и пророкам, на которых возложено выполнение особой миссии. В Новом же Завете это словосочетание отсутствует напрочь.
Иными словами, запрет на самоубийство представляет собой защиту собственника от единственного способа, которым раб может оставить за собой последнее слово, а не исполнение воли Бога.
И поэтому не вполне понятна религиозная оппозиция эвтаназии, которая опирается, по сути, на экономические соображения рабовладельческой эпохи. Римляне проявляли к этому более здравое отношение, рассматривая "невыносимость жизни" в качестве оправдательной причины.
Естественно, "невыносимость жизни" можно трактовать по-разному. Есть, разумеется, состояния, при которых это субъективное ощущение не подкреплено реальностью
( пример ). Т.е., самоубийство при психических расстройствах — от депрессии до психоза — может быть предотвращено путём назначения медикаментозной терапии. А психотерапевт или психолог в состоянии удержать от приема 100 таблеток снотворного восьмиклассницу, чью любовь отверг Вася из 9-го "А" (или, наоборот, "обрюхатил, подлец, и жаницца не хотит") . Потому что в данных случаях самоубийство действительно подпадает под формулировку "постоянного решения для временной проблемы".
Но есть и ситуации, которые на самом деле безвыходные. Т.е., выходы из них настолько редки, что проходят по разряду "чуда", а то и вовсе задокументированы лишь в художественной литературе и бульварных СМИ. У каждого свои критерии таких ситуаций. Для меня (чисто субъективно) их три:
( Какие ситуации я считаю безвыходными )Теперь о злоупотреблениях. Избежать их, конечно, невозможно. Как невозможно производителям строительной арматуры гарантировать, что их продукция будет использована для созидания, а не проламывания черепушек. Но если не тянуть до последнего, в первом из перечисленных пунктов, человек может сам принять сознательное решение, пребывая в здравом уме, твёрдой памяти и будучи в состоянии совершить это. Главное знать, что с тобой и чем это закончится в 99.999% случаев. Во втором и третьем случае способность принимать решения не страдает ни на каком этапе.
Тут в качестве "возражантов" выступят врачи: с какой, мол, стати, нам приобретать дополнительную профессию палача? Так кто сказал, что эвтаназия — это обязательно смертельный укол? А если это — гильотина самообслуживания, где человек сам кладёт голову и сам же нажимает кнопку? Для чего тогда нужен врач, кроме констатации смерти, к которой он не имеет никакого отношения (да и в случае декапитации для констатации смерти совершенно нет нужды в медицинском дипломе, это и уборщик может сделать, тот, который вымоет помещение после очередного "клиента").
В общем, прихожу к выводу, что общество, кичащееся тем, что якобы предоставляет человеку максимум свобод, лишает его главной свободы: находясь в здравом уме и твёрдой памяти, распорядиться собственной жизнью.
Популярный блог Луговой Арфы ждёт своих читателей! Нетематический, главным образом — рассуждения "за жизнь". Хозяйка общительна и дружелюбна.