2:49p |
О судьбе европейских евреев в нацистском плену "В плен к немцам попадали и солдаты-евреи, служившие в армиях и других западноевропейских стран, а также Америки и Канады. О гибели в плену евреев - солдат американской армии известно мало. Имеющиеся сведения неполные и отрывочные. Например, среди американских солдат, убитых в 1944 г. в Малмеди, были и евреи. Однако это не было связано с их еврейским происхождением, было совершено массовое убийство американских пленных, никакой селекции не проводилось. Дискриминация солдат-евреев чаще зависела от лагерной администрации. Интересный случай о встрече с американскими военнопленными-евреями рассказал Д.С.Комиссаренко, советский военнопленный-еврей:
"Летом 1944 г. перебросили нас в Шталаг в Саксонии. В лагере четыре зоны: итальянцы, поляки, американцы, русские. У американцев положение замечательное. Играют в футбол, много еды, курева, немцы просят у них сигареты. Мне удалось забраться в их зону. Пробрался в барак, стою в коридоре. Подходит один американец и вдруг обращается ко мне на идиш: "Ду бист а ид?" - "Ты еврей?" Я хотел бежать. А они человек пять меня окружили: «Мы все евреи". Начали говорить на идиш. Я спрашиваю: «Как вы выжили и не скрываете, что вы евреи?" А они мне объясняют, что Рузвельт якобы сказал, что если убьют американских солдат-евреев, то подобное произойдет и с немецкими пленными, а кроме этого, американцы зальют кровью всю Германию. Потом они пришли ко мне в барак, принесли еду. Они даже дали свои адреса, сказали, что найдут после войны. Одну фамилию помню до сих пор: Эл Рози - американец из Чикаго".
Евреи, солдаты других европейских армий, кроме солдат-евреев польской армии, тоже не подвергались особо дискриминации. Примером может служить судьба югославского солдата-еврея Михала Мерона. В личной карточке военнопленного было записано, что он еврей. Он был переводчиком в лагерном госпитале. Мерон вспоминает: "В комнате жило 36 человек. Нас было 12 евреев. остальные французы. Общество было замечательное. У нас было всё. Французы через охранников получали хлеб и даже сигареты из магазина для лагерной охраны. Нашим счастьем было то, что у нас была связь с общим лагерем и нас защищала Женевская Конвенция, потому что мы были югославские военнопленные. Каждый день мы должны были следить за чистотой лагеря и чистить туалеты, приходилось работать и за пределами лагеря. После 7 месяцев пребывания в штрафном бараке нас послали в рабочую команду на рубку леса. Работали полгода до начала зимы. Работа была тяжёлая, но на свежем воздухе".
Почти все военнопленные-евреи, солдаты западных стран, включая евреев из Палестины, кроме Польши, за исключением нескольких десятков человек, дождались освобождения".
(По книге А. Шнеера «Плен»)
Для меня эти откровения явились открытием. Да что открытием, потрясением... |