О Церетели и беглых крестьянах Прокуратура заинтересовалась деятельностью Зураба Церетели. Против скульптора возбуждено сразу 3 уголовных дела. Его подозревают в неуплате налогов, незаконном предпринимательстве, а также в нарушении режима особо охраняемых природных территорий.
http://www.cry.ru/2006/02/03/news/219716/В конце 90-х мне довелось немного поработать с Церетели, точнее с его зятем, издававшим один глянцевый журнал. Редакция как раз находилась в Академии художеств (безобразий) на Пречистенке, и Зураб частенько заходил к нам угостить грузинским вином.
При личном общении Церетели производил нейтральное, даже прикольное впечатление – балагура, этакого персонажа Пиросмани. Когда речь заходила об искусстве, Зураб любил повторять: «Земля талант дала». Или не дала – когда по его мнению какая-нибудь Заха Хадид не включала в свои объекты элементы природы, например, стилизованную виноградную гроздь на фасаде вокзала во Флоренции.
Это разделение на «природное» и «неприродное» искусство – и есть главный флэшмоб Церетели. Церетели – это порождение «Матери сырой земли», крепкий крестьянским умом. Как писатель-деревенщик или заместитель главного архитектора Москвы Григорьев, в приступе ненависти к Москве вываливший из своей матки бессчетное число бетонных серых коробок, срисованных один в один с ульев. «Живите, трутни».
Одна из трагедий России как раз и заключается в том, что к власти на пузе доползли беглые крестьяне, трансформировавшиеся в городах в маргиналов. Уже не крестьянин, еще не рабочий, никогда не интеллигент. А чаще всего работник ДЭЗа, чиновник или культпросветитель – идеальная работа для не желающего жить умом или руками.
Такой мини- или макси-Церетели (Лужков, Фрадков и т.п.) ненавидит деревню: за то, что заставляла его вкалывать, не гарантируя при этом теплой ванны и чистоты под ногтями. Ненавидит город: за то, что отвергает «сиволапого», спуская его вниз социальной лестницы: «Ну-ка, Ваня, попляши! Ну-ка, Ваня, покажи, как баба белье стирает». Получи специальность, выучи четыре действия арифметики, приучи мышцы руки к вилке.
И даже если у беглого крестьянина добрая душа, вот как у Церетели, подсознательная месть своим бывшим и нынешним местам обитания неистребима. Если уж не расстреляет парламент из танка, не прирежет ножичком между гаражами, так уж точно нассыт в подъезде. Природа.