10:20p |
Церкви как подмостки эстрады А вот зря часто ворчат на негров, устривающих в своих христианских церквях чтение рэпа, пляски под барабаны или игру на электрогитарах - в средние века церкви и выполняли роль увеселительных домов.
Века до X (а то и XI) в христианских храмах вообще проходили дионисийские радения. Так, постановление Римского синода от 826 года гласило: "Есть люди, особенно женщины, которые в праздничные и священные дни, а равно и в дни памяти святых, приходят в церковь для того, чтобы плясать, для мирских песен нескромного содержания, для того, чтобы составлять и водить хороводы, подобно язычникам".
Но и в XIV-XV веках танцы в церквях продолжались. Пидаль Менендес писал: "Певцы и комедианты проникали в испанские и французские храмы. Под их влиянием прихожане приучались к непристойным песням и попойкам. Дело доходило до того, что в христианские храмы приходили веселиться арабы и евреи".
Более того, жонглёрам, шутам и комедиантам покровительствовали высшие иерархи церкви и настоятели монастырей. "На всём на этом свете, право, Я не видал вредней забавы, Чем в храмах танцев допущенье При первом даровозношенье, Когла, забыв и стыд, и страх, Не только поп, но и монах С толпой мирян во грех сей тяжкий Впадает, оголяя ляжки". (Брант, "Корабль дураков").
В трактатке "Христинская теология" Абеляр негодовал: "Епископы приглашают к трапезе фигляров и танцоров, магов и певцов непристойных песен, празднуют с ними день и ночь, совершают шабаш и вознаграждают их потом богатой платой, расхищая церковные бенефиции и приношения бедняков"
А историк Чамберс вообще напоминает об одном забавном случае, произошедшем в 1224 году. "Двух странников, принятых по ошибке за жонглёров, с восторгом встретили приор и братия бенедиктианского монастыря близ Абингдона. Когда же выяснилось, что убежища попросили нищенствующие монахи-минориты, то их с позором прогнали из монастыря". |