про НТС С интересом читал всю ночь роман активиста НТС Прянишникова "Новопоколенцы".
Книжка насыщена интересными фактами. Например, что значительная часть белоэмигрантских активистов была агентами ГПУ.
"Дважды в кругах РОВС-а замышлялось покушение на Троцкого. Первое покушение в 1928 году должен был осуществить, с ведома генерала Кутепова, капитан П.П. Савин. Второе намечалось в 1933 году и подготовлялось генералом А.В. Туркулом. Исполнителем должен был быть капитан Ларионов, точнее другой офицер. По сведениям Тастевена, знавший об этом Скоблин “отвел своего агента Ларионова”, и покушение не состоялось. Об этом деле нам сообщил Дексбах, представитель НТСНП в Виши, где и должно было состстояться покушение. По его сведениям, Троцкий сидел на скамейке в парке, рядом с ним сел офицер, но покушения не произошло: у покушавшегося почему-то не оказалось револьвера для выстрела.
Тастевен почему-то заключил, что Троцкий был предупрежден ГПУ".
Формально курировали НТС... японцы (Прянишников в книге их называет "бледнолицыми"). Значительная часть активистов моталась по Европе с паспортами республики Маньчжоу-Го.
Но иногда автор проговаривается об истинных наствниках:
"В комнате Боба сидел еще один человек, Боб называл его Женичка. Новый знакомый был русским по происхождению, успевшим уйти из Польши. Женичка оказался приветливым и симпатичным человеком, вероятно, уже не первый год служившим в польской разведке. В эту комнату иногда приходил поляк средних лет. Женичка, чье полное имя я позабыл, мне сказал, что этот поляк - радист, передающий шифрованные сообщения Боба в Лондон.
Ильяшевич вел опасную игру. Немцы могли “засечь” его радиосообщения и схватить его, как английского шпиона. Он отдавал себе отчет в своем полном риска деле. С утра заходил в католическую церковь, молился, а затем принимался за текущие дела".
НТСовцы свободно перемещались во время войны из Бухареста в Белград, из Парижа в Вену, везде ведя какие-то тайные (от немцев) дела. Поток денег для этой деятельности был неиссякаемым (Прянишников, например, упоминает, как в 1944 перед обыском Гестапо его напарник перептятывал сумку, набитую крупными купюрами рейхсмарок). Также тайно ездили на оккупированные немцами территории СССР и опять же тайно организовывали там ячейки НТС.
Кстати, перед приходом советских войс НТСовцы в крупных городах оставили своих людей. Кого-то, как упоминает Прянишников, изловило КГБ в 50-х, кто-то до самой Перестройки сидел в подполье и готовил акции против Советов (вплоть до террористических актов).
"Начиная с 1960 года, возможность туристических поездок в СССР используется для посылки курьеров, поддерживающих контакт с конкретными лицами и группами в России. С 1961 года к этой задаче привлекаются и иностранные друзья. В интересах безопасности работа эта ведется строго конспиративно. В нескольких странах Европы создаются “оперативные участки”, обеспечивающие отбор и необходимую подготовку едущих. Едут они из 15 разных стран. Создается система управления этими операциями. Резко сокращаются отрасли работы, не имеющие к ним прямого отношения (например международные связи, раскинувшиеся в 1955-58 годах на Вьетнам, Тайвань, Корею, Японию, Бразилию, Ливан и другие страны). Развивается акция посылки в СССР по почте писем и материалов. Они идут из 30 разных стран, в рассылке участвует более 600 человек. Ежегодно отправляется 30 - 40 тысяч писем.
...Но одно дело, которое НТС принимал близко к сердцу, было вовремя воспринято западной общественностью: это кампания за присуждение Нобелевских премий Солженицыну в 1970 и Сахарову в 1975 году".
Сама книжка вот:
http://ntsrs.nm.ru/liter/pr/index.htmНа сайте полезно почитать и другие материалы НТС.