9:01p |
разговор о Наполеоне навел на некие аналогии. Очень грубое изложение, конечно же. Но есть что-то очень знакомое в этой истории.
Ну вот смотрите сами. Французы, устроившие Революцию и казнившие короля, с энтузиазмом уничтожали своих соотечественников - и были относительно гуманны на завоёванных территориях, пытались нести какую-то свободу представителям низших классов. Немцы 150 лет спустя сменили власть вполне себе законным образом (короля отправили в прошлое противники), к своим соотечественникам были относительно гуманны - и с энтузиазмом уничтожали население Польши, Украины, Белоруссии, России. Против Франции объединилась вся Европа - у Германии были союзники, и, если бы все решала только Европа, как в 1812-м, кто знает, как бы оно повернулось. Наполеон умер в изгнании, Гитлер отравился(?).
Франция проиграла, навсегда уйдя в страны "третьей категории" и вынуждена была покоряться то оккупантам, то противникам оккупантов (4 раза за эти годы? Больше?). Германия... по большому счету - выиграла: национальное государство, которого многие соседи и даже будущие субъекты Федерации так сильно не хотели, состоялось, и после 1989-го вопросов ни у кого не вызывает, ни в плане национальности, ни в плане границ. Пруссия вот только (пока) ой.
Однако от Великой Французской остались Палата мер и весов, кодекс Наполеона... В армии Наполеона служили те, кто после разгрома смог стать (остаться) деятелями культуры мирового уровня. Марсельеза, в конце концов, до сих пор - гимн Франции. Ничем подобным Германия похвастаться не может.
...впрочем, злые языки утверждают, что скоро не будет никакой Франции и никакой Германии. Так, турецкие или арабские анклавы. |