husainov's Journal
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Monday, April 19th, 2010
Time |
Event |
12:40a |
Как Коля Сиротинин остановил танковую дивизию Гудериана Летом 41-го мы не только отступали. 19-летний мальчишка из Орла в одиночку дрался с колонной немецких танков.
«Немцы уперлись в него, как в Брестскую крепость»
Коле Сиротинину выпало в 19 лет оспорить поговорку «Один в поле не воин». Но он не стал легендой Великой Отечественной, как Александр Матросов или Николай Гастелло.
Летом 1941 года к белорусскому городку Кричеву прорывалась 4-я танковая дивизия Хайнца Гудериана, одного из самых талантливых немецких генералов-танкистов. Части 13-й советской армии отступали. Не отступал только наводчик Коля Сиротинин - совсем мальчишка, невысокий, тихий, щупленький.
Если верить очерку в орловском сборнике «Доброе имя», нужно было прикрыть отход войск. «Здесь останутся два человека с пушкой», - сказал командир батареи. Николай вызвался добровольцем. Вторым остался сам командир.
Утром 17 июля на шоссе показалась колонна немецких танков.
- Коля занял позицию на холме прямо на колхозном поле. Пушка тонула в высокой ржи, зато ему хорошо видны были шоссе и мост через речушку Добрость, - рассказывает Наталья Морозова, директор Кричевского краеведческого музея.
Когда головной танк вышел на мост, Коля первым же выстрелом подбил его. Вторым снарядом поджег бронетранспортер, замыкавший колонну.
Здесь надо остановиться. Потому что не совсем ясно до сих пор, почему Коля остался в поле один. Но версии есть. У него, видимо, как раз и была задача - создать на мосту «пробку», подбив головную машину гитлеровцев. Лейтенант у моста и корректировал огонь, а потом, видимо, вызвал на затор из немецких танков огонь другой нашей артиллерии. Из-за реки. Достоверно известно, что лейтенанта ранили и потом он ушел в сторону наших позиций. Есть предположение, что и Коля должен был отойти к своим, выполнив задачу. Но... у него было 60 снарядов. И он остался!
Два танка попытались стащить головной танк с моста, но тоже были подбиты. Бронированная машина попыталась преодолеть речку Добрость не по мосту. Но увязла в болотистом береге, где и ее нашел очередной снаряд. Коля стрелял и стрелял, вышибая танк за танком...
Танки Гудериана уперлись в Колю Сиротинина, как в Брестскую крепость. Уже горели 11 танков и 6 бронетранспортеров! То, что больше половины из них сжег один Сиротинин, - точно (какие-то достала и артиллерия из-за реки). Почти два часа этого странного боя немцы не могли понять, где окопалась русская батарея. А когда вышли на Колину позицию, у того осталось всего три снаряда. Предлагали сдаться. Коля ответил пальбой по ним из карабина.
Этот, последний, бой был недолгим...
«Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?»
Эти слова обер-лейтенант 4-й танковой дивизии Хенфельд записал в дневнике: «17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости... Оберст (полковник) перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?»
- Во второй половине дня немцы собрались у места, где стояла пушка. Туда же заставили прийти и нас, местных жителей, - вспоминает Вержбицкая. - Мне, как знающей немецкий язык, главный немец с орденами приказал переводить. Он сказал, что так должен солдат защищать свою родину - фатерлянд. Потом из кармана гимнастерки нашего убитого солдата достали медальон с запиской, кто да откуда. Главный немец сказал мне: «Возьми и напиши родным. Пусть мать знает, каким героем был ее сын и как он погиб». Я побоялась это сделать... Тогда стоявший в могиле и накрывавший советской плащ-палаткой тело Сиротинина немецкий молодой офицер вырвал у меня бумажку и медальон и что-то грубо сказал.
Гитлеровцы еще долго после похорон стояли у пушки и могилы посреди колхозного поля, не без восхищения подсчитывая выстрелы и попадания.
Как Коля Сиротинин оказался в братской могиле
Сегодня в селе Сокольничи могилы, в которой немцы похоронили Колю, нет. Через три года после войны останки Коли перенесли в братскую могилу, поле распахали и засеяли, пушку сдали в утильсырье. Да и героем его назвали лишь через 19 лет после подвига. Причем даже не Героем Советского Союза - он посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.
Лишь в 1960 году сотрудники Центрального архива Советской армии разведали все подробности подвига. Памятник герою тоже поставили, но нескладный, с фальшивой пушкой и просто где-то в стороне.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Старший сержант Николай СИРОТИНИН родом из Орла. Призван в армию в 1940 году. 22 июня 1941 г. при авианалете был ранен. Ранение было легкое, и через несколько дней его направили на фронт - в район Кричева, в состав 6-й стрелковой дивизии наводчиком орудия. Награжден орденом Отечественной войны I степени посмертно.
Вадим ТАБАКОВ, Виктор МАЛИШЕВСКИЙ. («КП» - Минск»).
КСТАТИ
Почему ему не дали Героя?
Мы нашли в Орле родную сестру Николая - 80-летнюю Таисию ШЕСТАКОВУ. Таисия Владимировна извлекла из шкафа папку со старыми семейными фотографиями - увы, ничего...
- У нас была единственная его карточка с паспорта. Но в эвакуации в Мордовии мама отдала ее увеличить. А мастер ее потерял! Всем нашим соседям принес выполненные заказы, а нам нет. Мы очень горевали.
- Вы знали, что Коля один остановил танковую дивизию? И почему он не получил Героя?
- Мы узнали в 61-м году, когда кричевские краеведы отыскали могилу Коли. Съездили в Белоруссию всей семьей. Кричевцы хлопотали, чтобы представить Колю к званию Героя Советского Союза. Только напрасно: для оформления документов обязательно была нужна его фотография, хоть какая-то. А у нас же ее нет! Так и не дали Коле Героя. В Белоруссии его подвиг известен. И очень обидно, что в родном Орле о нем мало кто знает. Даже маленького переулка его именем не назвали.
На наш вопрос, почему именно Коля вызвался прикрывать отступление нашей армии, Таисия Владимировна удивленно вскинула брови: «Мой брат не мог поступить иначе».
Благодарим Наталью Морозову, директора Кричевского краеведческого музея, и сотрудника музея Великой Отечественной войны Галину Бабусенко за помощь в подготовке материала.
http://newsland.ru/News/Detail/id/488194/cat/42/
| 10:56a |
Чукотский язык Нашел в интернете сайт,посвященный чукотскому языку. Добавил ссылку на свой сайт "Национальная литература". Это здесь. via rousseau@lj | 12:57p |
Новая Газета | № 29 от 22 марта 2010 г. | Язык поглотил: — Может быть, все более широкое распространение нескольких языков — благо или человечество что-то теряет, когда с карты мира исчезает очередной язык?
— Каждый язык — это определенный взгляд на вселенную. Для человека существует прежде всего то, чему есть название. С другой стороны, название дается тому, что человек считает важным. Скажем, ненецкий может описать любые различия в состоянии снега. Мягкий, свежий, царапающий лыжи, лежащий на ветвях деревьев — для каждого есть название, отдельное слово. Для селькупов дом — это лес. Неудивительно, что их язык выработал богатую лексику для описания леса. А арабскому языку достаточно единственного слова, «лес вообще».
Особый взгляд на мир язык отражает не только в лексике, но и в грамматическом строе. У селькупов слова «глаз», «ухо», «нога» обозначают полный комплект, имеющийся у человека, то есть всего по два. А вот если надо сказать, что у человека только один глаз, то по-селькупски это будет «половина глаза», одноглазый — это «полуглазый», одноногий — «полуногий». А в кетском языке, например, растущее дерево — одушевленное; срубленное же тотчас становится неодушевленным, и в тексте появляются соответствующие грамматические формы.
— Язык не только формирует взгляд на мир, но и позволяет передать опыт. Когда опыт, накопленный поколениями, становится недоступен, происходит гуманитарная катастрофа.
— Все духовное наследие народа выражается в языке. Когда на Земле не остается людей, способных понимать тот или иной язык, рушится мир, который этот язык заключал в себе. Даже доставшиеся нам в наследство тексты не восполняют эту потерю. Известно, как трудно переводить поэзию, но трудности перевода касаются и фольклора. Не зная языка, не заметишь подмены, но, будучи в состоянии оценить искажение оригинала, ощущаешь боль культурной потери.
Малые языки не имеют такого прикладного значения, как английский или немецкий. Но в культуре, как в природе, — если крошится по краям, трещины бегут по вполне крепким породам. Наша цивилизация стоит на фундаменте культурного и языкового разнообразия, и чем больше вырублено редких языков, тем выше опасность оскудения языков «больших» — как и «больших» культур. | 2:57p |
В поисках авторитетов С Державина начиная, аль того раннее, московская культура умела стать авторитетом для провинции. Нынешняя московская культура этого сделать не может. И вот пример: http://tanja-polit.livejournal.com/10564.htmlТимур Кибиров: банальная банальность По свежей памяти.
Только что из Вышки с мастер-класса поэта Тимура Кибирова. Вообще я только сегодня вообще услышала эту фамилию и, заметив ажиотаж вокруг него среди моих однокурсниц решила, увидеть самого этого человека. На перерыве пролистала его книгу стихов. Мне показалось, что это сплошная галиматья, но почему-то мне всё равно захотелось пойти на семинар. Комп дома был занят, а без компа мне дома делать нечего. Тем более хотелось чего-то нового. Современную поэзию я знаю плохо. Ну разве что Веру Павлову уважаю. Игоря Иртеньева раньше читала в «Газете». Ну может быть читала ещё кого-то, но это было не в серьёз и не надолго.
Первые сорок минут поэт читал свои стихи. Мне запомнился насмешливый «Карабарас», который был по сути пародией на «Мойдодыр». Особенно меня задели строки про стыд и срам вольтерьянцам (я пишу курсач по Вольтеру). Были стихи о человеке и Боге. Потом начались вопросы. Но прежде чем прозвучал первый вопрос, гость сразу попросил не спрашивать его о том, кажется ли ему его собственные стихи примитивными. «Если бы казались, то не публиковал бы», - объяснил сразу поэт. И вот после этого посыпались банальности.
Образцовый гражданский поэт для меня - это Евгений Евтушенко. Люблю и уважаю. Кибиров с его выходом в религии - бледная пародия на гражданскую позицию. У либералов и демократов, которые на протяжении всей российской истории только и делали, что проигрывали, себя и свои идеи дискредитировали, всегда всё сложно. Мир по-настоящему сложен. Если у человека есть простой ответ на сложный вопрос, то это значит, что он не видит всей его (вопроса) сложности или не хочет её видеть, игнорирует её. По моему скромному мнению, ситуация в России очень напряжённая и сложная. Одним махом не разрешить все проблемы. via lesgustoy@lj | 8:03p |
Время раздавать подарки » Осетинское Радио и Телевидение: Поставлены на грань умирания?
И вот что говорит о своем положении сама интеллигенция республики. Камал Ходов, председатель Союза писателей РСО-А, народный поэт Северной Осетии: «Мы, руководители творческих союзов Северной Осетии, хотим, наконец, получить из уст власти предельно конкретный и четкий официальный ответ на вопрос, наболевший уже до предела: нужны, все-таки, республике организации, у "руля" которых мы стоим, - или нет? Потому что они, объединяющие в своих рядах мастеров культуры Осетии, оказались сегодня фактически поставленными на грань умирания - как бы резко это ни звучало. И эта ситуация не может не наводить на невольные тревожные размышления о настоящем и будущем нашей национальной культуры в целом"... Эти слова стали лейтмотивом внеочередного пленума руководителей творческих союзов республики (всего их действует 7), который прошел в стенах владикавказского Дома кино 12 марта 2010 года!
| 8:06p |
Стихи Роберта Миннуллина изданы на азербайджанском языке
 19 Апреля 2010,13:11 Книга издана тиражом 400 экземпляров для жителей Азербайджана. (Казань, 19 апреля, «Татар-информ», Люция Камалова). Сборник татарских стихов Роберта Миннуллина издан на азербайджанском языке. Книга называется «Хуш исле яфраклар» (в переводе - душистые листья) и включает в себя около 200 стихотворений известного татарского поэта, а также интервью с ним. Книга Роберта Миннуллина издана тиражом 400 экземпляров для жителей Азербайджана. Планируется, что ее презентация состоится в ближайшее время и в Казани, в Доме дружбы народов РТ. «Инициатива перевода и издания сборника моих стихотворений принадлежит известному азербайджанскому поэту Маммету Казиму. Мы познакомились в Казани, он приехал в гости к родственникам и заинтересовался моим творчеством», - сообщил агентству «Татар-информ» Роберт Миннуллин. Предисловие к книге написал народный поэт Азербайджана, депутат Милли меджлиса Сабир Рустамханлы. Миннуллин Роберт Мугаллимович - депутат Государственного Совета РТ, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Лауреат Государственной премии РТ им.Г.Тукая, республиканских премий им.Мусы Джалиля и Абдуллы Алиша, международной литературной премии им.Х.К.Андерсена, премии Республики Башкортостан им.Ф.Карима. Действительный член Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург).
http://www.tatar-inform.ru/news/2010/04/19/215259/
    | 10:59p |
Новый ЖЗ существует «Новый Журнальный Зал» 2 / Блог Нечаева / Блоги / Newslab.Ru: Короче, что я хочу сказать: «Новый Журнальный Зал» такой, каким его хотят видеть, существует. Это Евразийский журнальный портал. Основан переживающим за процесс человеком, основан в провинции, демократичный, с кое-какой литературной стратегией. В итоге пока это (все же надо сделать скидку на молодость) совершенно безденежная структура, принявшая в себя кучу сомнительных проектов (чуть ли не какие-то районные клубы по интересам), с явным перегибом в сторону землячества (трогательная переоценка значимости «своих»), ни один столичный топовый «Октябрь» с МЕГАЛИТом не сотрудничает.
Поймите меня правильно, я совсем не в восторге от всех этих наших «толстяков», вероятнее всего тот же «Ликбез» намного талантливее, интереснее и даже грамотнее «Нового мира» или «Невы». Этим столичным гадам просто повезло: у них есть история. Ведь любим мы «Новый мир» не за тех авторов, которые в нем печатаются сейчас, котируется столь высоко «НМ» не поэтому. А потому, что его возглавлял А.Т. Твардовский, который пер против властей, как мог, боялся, но дело делал, «НМ» не просто печатал — открыл Солженицына, да того же Евгения Попова и многих-многих других. Теперешние редакции как раз скорей разбазаривают авторитет, продают его за недорого, но авторитета этого с таким запасом накоплено, что до сего дня пока не исчерпан. |
|