без комментариев.
Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Иоан.14:9)
12 апостолов давно стали иконой. Даже апостольское служение определяют иногда как одно из служений
ранней церкви. Наконец, всё, что возможно из апостольского служения применить ко дню сегодняшнему описывают как важную
часть служения епископского. Апостольское служение
оказывается не нужным. И, прежде всего, не нужным в среде самой Церкви. А и правда — зачем оно, если всё и без того замечательно работает и уже есть?
Части своих Христос поручает быть «
шалиах», вестниками, посланцами, к которым надо относиться так же, как и к Нему самому; оскорбление «
шалиах» как Его оскорбление, служение им, как служение Ему. Эта идея формулируется еще как «посланник как и сам пославший». Подобным образом пишет позже и Павел о Онисиме. Фил. 17.:
если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня, если же он чем обидел тебя, или должен, то считай это на мне. Апостолы не просто посланники и личные представители, которые свидетельствуют Его Евангелие. Но личные —
почти до тождества. И вот тут вопрос: а в чем то тождество, если только мы говорим больше, чем о «сертификате» подписываться Его именем, им благословлять, целить и изгонять?
Христос не оставлял им Учения. Учение — всегда только вербализация интуиций. Десяток притч еще не вербализация. Целостной системы даже много писавший Павел не оставлял. Христос не оставлял им Власти. Каждый иудей знал, что сакрально Власть есть только у их Бога, потому что Он — Бог Единый, потому что Он — Бог отцов. Наконец, Христос не оставлял им Силу. Сила никого не спасла от тюрьмы или казни, не сумела обратить тех, кто и слушать о Нем не хотел. Но Христос оставляет им Веру. Вера — не увещание покаяния, не надежда на царствие, вера —
почти живое существо.
В «Притчах»:
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала: "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное. Я ни разу не пробую строить от одной метафоры. Но когда «Дух сходит на Пятидесятницу», нового, возможно, происходит все же меньше, чем в гимнах принято подавать. И у Моисея лицо когда-то сияло, и День Сионской Конституции, Пятидесятница — вполне традиционный местный Духов день. Хотя да , у Апостолов были свои большие "фейерверки". Но здесь только о том, что разноцветные огоньки, возможно, светились и до них.
Вот эту живую девочку веру Христос и оставляет своим, и, прежде всего, особо избранным — апостолам, чтобы хранить её, кормить, и размножать.
Духом вера от Отца исходит. Она же на апостолов
Евангелием исходит от Самого Христа. Все эти фили-окве-споры, возможно, как и споры «усий» оттого, что ментальным конструкциям до веры давно уж не достать. 12 отмечаются особо, чтобы удерживать и хранить полноту веры, а не наставления. Сама же вера некоторым образом организует и укрепляет тех, кто ей причастен. Слово апостолов только расставляет смыслы, но единственно вера делает их не пустыми, и только она способна их питать. Можно бы сказать не только «люди веруют», но и вера «
людствует». Она как бы сама выбирает, через кого пройти дальше, на ком отдохнуть, кого выручать. Это не против активности человека. Это только чтобы различить некоторую «объектность» веры, некоторую самостоятельность её. Это как бы физика для "Дух дышит, где хочет"
И вот эта вот динамика веры сквозь поколения и есть, как думается, и есть само
предание. А что ж еще передавать? Различные относимые к нему тексты и обычаи только выражают её интуиции, или только претендуют их выражать. Девочка вера улыбается и весело
топает сквозь время. А апостолы не просто люди, что пробуют о ней рассказывать. Они те, кого она водит за руку, кому она подсказывает то слово нужное, иль то, что нужно помолчать. Проповедник только рассказывает о девочке. Апостол может её
показать. И в этом смысле, можно думать, апостольское служение
не изжито.
Есть икона 12-ти, есть полнота веры, и за её руки держится Церковь. А когда захочет Бог, то дает тем, кого выберет и погулять с девочкой верой, и даже за косичку дернуть, и, конечно другим не только рассказывать, но и показать.
Imported event Original