vidjnana@lj :
Религия и мифОтличие религии от мифа в том, что в религиозное сперва верят (зная, что могут и не верить, потому вера - свободна, понимается в религии как достоинство и даже подвиг), а потом уже переживают и действуют на основе этой веры.
Миф же изначально - и переживание, и действие, а веры тут нет никакой, миф безальтернативен, принудительная данность. Стало быть, и о подвиге веры речь идти не может.
Мать, которая крестит своего ребёнка, чтобы уберечь его от возможных напастей в жизни, не верит в силу ритуала (ну или слово "вера" тут имеет особое значение), она его так ощущает - как силу и оберег. Она предварительно не уверовала в Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, о догмате Троицы имеет самое смутное представление, не прочла Евангелие, где сказано "Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк 16:16), не знакома с чинопоследованием Таинства Крещения, всякими душеполезными книжками типа "Водою и Духом" и вообще не склонна вслушиваться в бормотание и возгласы священника.
Но ей бабушка как-то сказала таинственным шёпотом: "не крестила ещё мальчика? Покрести! Лучше ему от того будет". А тут мальчик возьми и как раз приболей... К тому же подруги осведомляются: "Ты где ребёнка крестила? У нас, или в соборе? А мать неодобрительно косится - "ему уже столько лет, а он всё некрещёный?!"
Вот так, отчасти в целях защиты от собственных тревог, а отчасти по традиции и воспроизводится ритуальное действо.
Нету здесь ни горячечного обращения, ни тягостных сомнений, ни блаженного экстатического восторга, ни мучительного покаяния, ни радостного чувства умиления, которые испытывают (в разной степени, конечно) верующие. И веры нету никакой, хотя случись какой опрос - и мама эта, конечно, назовёт себя и верующей, и православной, на основании чего иерархи будут потрясать перед носом общественности православным большинством и требовать себе льготы, привилегии и храмы на каждом перекрёстке.
Зато мифосознание куда прочнее и долговечнее, не подвержено личным "исканиям". Потому что не заморачивается умствованиями верующих. Покрестили ребёнка - и ладно. А ещё водичку святую бабушки рекомендуют попить - ну раз надо, так надо. Говорят, стоит причастить на праздник - ну что ж, поедем, причастим. Ибо мало ли что, а вдруг действительно помогает. Ведь "нечто есть". И сама мама что-то когда-то где-то видела и необычное переживала.
Религия, если угодно, - такая надстройка для умствующих над безбрежным пространством мифа, им живущая и из него черпающая силу свою. Миф даёт основание для жизнедеятельности касты жрецов, легитимирует правителей и начальников разного уровня и ранга, служит "сердцем бессердечного мира" и его "торжественным восполнением". Миф даёт последнюю надежду, надежду на чудо, когда надеяться уже не на что.
От неё человечество вряд ли когда-нибудь откажется.
Религии вместе с жрецами приходят и уходят, а мифосознание пока что господствует в человеческом обществе - в разных культурных оболочках, но по сути одно и то же.