Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2011-09-21 19:48:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Потрясающее время. Заключенного в лагере решено расстрелять, его сажают перед расстрелом в карцер. По разрешению неосведомленного верхнего начальства в лагерь приезжает на свидание жена заключенного. В неразберихе ему разрешают свидание - под честное слово, что он не скажет о том, что его расстреляют. И он гуляет с женой, ничего ей не рассказав. Не успел отплыть пароход с нею на борту, он пошел на расстрел и был расстрелян. А она не знает об этом, возвращается из лагеря на Большую землю и - уезжает в Париж, просто купив билет.


Зрительная память хорошо сохранила мне внешность и манеру держаться Георгия Михайловича Осоргина. Среднего роста блондин с бородкой и усами, всегда по-военному державшийся: прекрасная выправка, круглая шапка чуть-чуть набекрень («три пальца от правого уха, два от левого»), всегда бодрый, улыбчивый, остроумный, — таким он запомнился мне на всю жизнь. С ним была связана и распространенная потом в лагере шутка: на вопрос «как вы поживаете?», он отвечал: «А лагерь ком а лагерь», переиначив известное французское выражение «a la guerre comme a la guerre» («на войне как на войне»). Он работал делопроизводителем санчасти, и я его часто встречал снующим между санчастью и зданием Управления СЛОН на пристани, на дорожке между кремлевской стеной и рвом. Он многое делал, чтобы спасти от общих работ слабосильных интеллигентов: на медицинских комиссиях договаривался с врачами о снижении группы работоспособности, клал многих в лазарет или устраивал лекпомами (лекарскими помощниками, фельдшерами), для чего нужно было иногда знать только латинский алфавит и отличать йод от касторки: медицинского персонала и лекарств в лагере не хватало, — был даже такой случай, когда лекпом, желая получше вылечить одного заключенного, обмазал все его тело йодом, и тот умер. Осоргин был глубоко религиозным человеком, записывался на Рождество и на Пасху в ИСЧ (Информационно-следственной части) для получения пропуска на богослужение в церкви (записавшихся строем водили в кладбищенскую Онуфриевскую церковь, оставленную для нескольких монахов-рыболовов). Церковь была сергианской, и подавляющее большинство заключенного духовенства в нее не ходило, не записывалось на ее посещение.

Осенью 1929 г. перед известным расстрелом 28 октября его забрали в карцер, но по обычной лагерной неразберихе к нему на свидание приехала жена, и в Кеми это свидание было ей разрешено. А дело было, очевидно, в том, что инициатива ареста Георгия Михайловича принадлежала островному начальству — именно они его ненавидели, их раздражала независимость, бодрость, несломленность. Начальство на Острове не согласовало своего намерения расстрелять Георгия Михайловича с начальством на материке.

Все мы в Криминологическом кабинете были крайне взволнованы арестом Георгия Михайловича, и вдруг я встречаю его на дорожке вдоль кремлевской стены под руку с дамой чуть выше его ростом, элегантной брюнеткой, и он представляет ее — жена, урожденная Голицына. Ничто в нем не говорило о том, что он только что выпущен из карцера, — бодрый, веселый, чуть ироничный, как всегда. Оказалось потом, что начальство, смущенное приездом жены на свидание по разрешению более высокого начальства, выпустило Осоргина под честное слово офицера на срок чуть меньший (меньше оставалось дней до назначенного расстрела), чем полагалось для свидания, с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И Георгий Михайлович слово сдержал! Она не знала о том, что он приговорен к смерти островными начальниками. Вернулась в Москву и уехала вскоре в Париж (тогда любому советскому гражданину можно было купить за валюту паспорт).

Лихачев Д. С. Воспоминания. http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/auth_pages5990.html?Key=13589&page=261


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ptitza@lj
2011-09-21 22:38 (ссылка)
Она не сразу уехала, а через два года с маленьким сыном. Видимо, узнала и уехала. Умерла 25 октября, в день рождения мужа, в 1991 г. Так бывает. Через много лет начинают вспоминать, обычно в "юбилеи" -- день рождения или день свадьбы, и всё. Сын родился в 1929-м, в год расстрела отца, но месяца и числа нигде нет. В родословной Осоргиных указано у всех, кроме него. Видимо, она недавно родила или приехала на очень большом сроке, 7-8 месяцев. Ещё одна причина молчать? У них своя, личная жизнь. Не знаю, что тут ещё скажешь. Всех жаль.
"Выпустили под слово офицера"... Вспомнили.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-09-22 01:09 (ссылка)
Спасибо, не знал, что через два года. Тем более меня потрясает - два года назад расстрелян муж, и жену выпускают в Париж. Совершенно безумное время. именно как сейчас. Можно бегать в лесу с партизанами, сражаться с армией. Можно держать деревню, обороняясь от бандитов, отстреливаясь из автоматов от джипов, набитых вооруженными бандитами. И потом сесть на автобус, доехать до крупного города, купить билет, сесть на самолет и улететь в Париж. Полный бред.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ptitza@lj
2011-09-22 02:22 (ссылка)
Я понимаю, что вы об этом, но чуть отойду в сторону. Сейчас снимают много фильмов о конце 70-х - начале 80-х. Получается совсем непохоже. До странности не то. При том, что кругом полно людей, которые хорошо помнят то время, в том числе, наверняка такие люди есть в съемочной группе. Но никак не получается. История рисовала себя голой, а потом сверху нарисовала одежду, закрасила. Об этом был разговор с Летучим Медведем и Деннетом (http://ivanov-petrov.livejournal.com/994190.html). Тогда шла речь о картинах, австралийцах и проч., но история делает то же самое. Она выращивает себя изнутри, варит суп из людских отношений, представлений, даже черт лица и манер, а потом сверху рисует плотную одежду. И мы по выпуклостям, по складкам этой одежды, которая доходит до нас в воспоминаниях и других вещах, видим, что по абсурдности наше время очень похоже на то. Но нас выращивают уже по-другому, совсем другая питательная среда.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]misha_makferson@lj
2011-09-22 05:55 (ссылка)
>два года назад расстрелян муж, и жену выпускают в Париж.
Да запросто. Я так по другому вопросу читал, что происходило в военной промышленности. В плане порядка и организации трэш и угар (какой-то минимальный порядок наладился во второй полвине 30-х). В ГПУ здаётся мне было не лучше. Отдел который занимается выпуском за границу мог быть в ссоре с отделом который заведует лагерями и информацией не обмениваться. Или даже если и не в ссоре, то просто клерк не стал никуда посылать запросы, а написал, что возражений нет и забыл об этом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gouriev@lj
2011-09-22 23:55 (ссылка)
Э... все что-то путают.

В 20-е годы еще не было такого железного занавеса,
как с 30х по 80=е, да и сын за отца реально не отвечал,
равно как и жена, муж сестра... "Члена семьи врага
народа" изобрели позже. Кстати, Троцкого смещенного вполне
себе выпустили за границу.

И вообще-то это нормально.
И во многих странах такой порядок и не переставал.

Это некоторым из нас, выросшим в эпоху тотальных запретов
и репрессивной деятельности государства запреты и наказания
представляются естественными, а их отсутствие - странным
капризом, чудом, или недоработкой служб.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]misha_makferson@lj
2011-09-22 05:59 (ссылка)
>Спасибо, не знал, что через два года. Тем более меня потрясает - два года назад расстрелян муж, и жену выпускают в Париж.
Или по мемуарам если, во время большого террора большинство скрывшихся объявили только в региональный розыск, а не во всесоюзный. Полно людей которых хотели замести не за дело, а по разнарядке уезжали например на Дальний Восток и их никто не искал, про них забывали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-09-22 06:00 (ссылка)
да, про это я слышал

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idvik@lj
2011-09-22 07:23 (ссылка)
История несколько переворачивается ,да дал слово чести, кому это отдельный вопрос.
Не сказал, жена ждет, ничего не зная год два, не уезжает,ждет его сохранят верность.
И как он отвечал жене на вопросы,что с нами будет дальше, как жить дальше зная,что с ним будет, или они просто последний разговор, посвятили приятной прогулке.
Потом её как жену врага народа, с маленьким ребенком, забирают и они гибнут.
Во многом потому что не знали правды, на самом деле я думаю было много таких историй когда и говорили правду, очень многим людям,а они не верили, надежда их убивала.
Так что-историю могла сложиться и так -дал честное слова офицера палачам,что не расскажет правду собственной жене. Поймали.

И она погибла вместе с ребенком,а могла бы уехать в Париж.
Понятно,что я не к тому,что слово офицера не нужно держать.
Очень хорошая история особенно с продолжением, уехала через два года видимо узнала правду, во время когда каждый день,страшные челюсти могли схватить ее за горло.
Насчет времени вы очень точно подметили, постоянно поражаюсь, каких то 100 километров отъезжаешь от большого мегаполиса, иногда как в абсолютно другое время,даже в другой век.
Обратная сторона сейчас куда не приезжает путешественник одно время и одна страна фаст- фуда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-09-22 07:43 (ссылка)
да, конечно, как это звучит на самом деле - могла бы рассказать только жена. Со стороны - разве можно окончательно понять человеческие поступки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]idvik@lj
2011-09-22 07:51 (ссылка)
Да я конечно всегда выворачиваю в сторону этики. Время похоже. и значит перед людьми стоят невообразимой сложности этические вопросы.
И вот знаю некоторых очень преуспевающих людей которые с каким-то то ли ужасом то ли изумлением вспоминают 90-е.
И удивляются как живы то остались. И что уже сейчас можно сказать,что годами я ходил по лезвию.
И при этом вот как собственность, вся которая скопилась, не украл ли я ее, законов не было собственности не было.
Все вокруг находились в безумии. Я вижу как эти вопросы,точат людей уже десятилетия спустя.
И интересно какие решения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-09-22 07:54 (ссылка)
Наверное, у кого есть собственность - у тех может... у них могут быть вопросы. А у кого нет ничего - как-то и вопросов нет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ptn1900_9@lj
2011-09-22 08:53 (ссылка)
А вот безотносительно истории это чувство бредовости времени разделяю. Да, это как-то совершенно невероятно, что можно после милицейского застенка и российской зоны, после обороны деревни от бандитов, после партизанщины в лесах и горах купить билет за смешные деньги и через 3 часа быть в Париже. Это впечатляет, конечно. Глобализация и открытость. И вместе с тем девальвация того самого Парижа.
Скажите, почему Вы не живете в Париже? А были там хоть раз? Я вот ни разу не был. И что-то как-то даже и не хочется. Наверно, потому что туда можно легко попасть. Я так думаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2011-09-22 10:05 (ссылка)
Я не знаю, почему я не живу.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]berlinguide@lj
2011-09-22 20:04 (ссылка)
А что "такого" Вы видите в Париже и в отлёте в него? Ну лишь бы виза была, вид на жительство. А то завернут в аэропорте назначения, и кончилась вся романтика.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -