Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-01-30 11:49:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Нестрашное незнание
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/282195.html

Я говорил о том, что смена научных картин мира не слишком последовательна и научное познание не имеет за собой достаточных оснований, чтобы говорить о его направлении. Мы не можем сказать, что движемся «к истине».

Интересно то, что многие высказавшиеся не поддержали мой тревожный тон, соглашаясь при этом с выдвинутым тезисом. То есть люди спокойно признают, что наука движется в определенной мере «случайно» и не имеет устойчивой траектории, и тем не менее это их не слишком беспокоит.

Как я понял, часть такого спокойствия обусловлена тем, что за научным мировоззрением у этих людей лежат более глубокие убеждения, то есть научная картина мира не является для них базисной. Наука есть лишь принятая социальная форма, определенного рода условность, глубже которой лежат совсем иные основания, которые и рисуют Картину мира.

А для других людей, столь же спокойных в данном вопросе, - напротив, наука является последним словом познания и ничего глубже ее нет. Тем не менее, спокойны и эти люди. Насколько я мог понять, их спокойствие обусловлено верой в человека и его творческие способности. Они признают, что научное познание недостаточно обосновано – но это не беда, мы уже неплохо продвинулись и продвинемся еще дальше. То, что определить, куда мы, собственно, продвигаемся, не представляется возможным – не составляет предмета их забот.

Мне представляется это очень интересным. Ситуация совсем иная, чем лет сто назад, когда наука была поставщиком самой глубокой картины мира. Тогда «верующие» считали нужным от неё дистанцироваться, а «неверующие» воспринимали науку крайне серьезно, искали в ней ответов на предельные вопросы. Сейчас серьезность отношения к науке ушла, и любые её крахи или победы будут восприниматься с точки зрения удобства, эффективности, полезности – но не как нечто, задевающее самые основы личного мировоззрения.

Это не так?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]dyak@lj
2006-01-30 11:04 (ссылка)
Это так.

Градус напряжения вокруг науки спал, когда перестали (в общем и целом) искать в науке (в смысле этого поста) ответы на моральные/этические/эстетические вопросы. Потому и конфликт "верующих"/"неверующих" заметно ослаб (но см. дарвинизм, где по–прежнему активный напряг (по меньшей мере, в США) носит не религиозный, и не научный, а эстетический характер).

Наука (в смысле этого поста) стала восприниматься как способ сделать кофемолку получше, не более.

Новые кофемолки могут иметь большой эффект на общество (см. напр. всякие биологические/медицинские штуки); в некоторых случаях этот эффект сможет снять некоторые старые моральные/этические вопросы с повестки дня (не ответить на них, а просто сделать их нерелевантными), но может и (порой одновременно) произвести новые моральные/этические вопросы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-01-30 12:03 (ссылка)
Последнее понятно. Все эти экологии. биоэтики, клонирования и прочая садово-огородная тематика с привкусом конца света. Это дело житейское - творим чегой-то, потом с изумлением отмываемся. Это вопросы средств. А мне было интересно, куда уплыла область целей.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vitus_wagner@lj
2006-01-31 06:22 (ссылка)
Нет, градус напряжения спал, когда от науки перестали ожидать чуда. Сто лет назад наука развивалась настолько быстро, и её достижения настолько быстро находили применение в обыденной жизни, что казалось, еще немного и "нам электричество даст водки с колбасой".

Ан нет. Оказалось, что всё гораздо сложнее, и попытки построить идеальное общество по чрезмерно упрощенной научной модели выливаются действия которыми прославился работник гостиничного хозяйства тов. Прокруст. А та наука, которая работает, применима для создания средств массового поражения и массового оболванивания с тем же успехом, что и средств облегчающих жизнь.

Как говаривала Корделия Нейсмит "Прогресс - лучший друг женщины, когда не выражен в форме направленного на неё нейробластера".

А чуда-то хочется. Жить без надежды на чудо - это надо быть очень сильным. Большая часть народу так не может. Поэтму кидаются в уфологию, экстрасенсорику, эзотерику, традиционные религии - в общем в любые учения, которые обещают "счастья, для всех, даром и пусть ни один обиженный не уйдет".

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -