Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-03-07 13:26:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Критерии рационального поведения: о научном мышлении
Шюц и Гарфинкель разработали систему критериев, которые используются для того, чтобы определить, является ли какое-то поведение рациональным.

Значения понятия "рациональное" (не очень подробно, без деталей):
1. Категоризация и сравнение. Когда две ситуации сопоставляются, сравниваются - этим доказывается, что человек рассматривает ситуацию как частный случай некой категории.
2. Допустимая ошибка. Степень внимания к соответствию между тем, что человек наблюдали тем, что подразумевается в качестве факта.
3. Поиск средств. Анализ того, как некий результат достигался в прошлый раз.
4. Анализ альтернатив и последствий. Прогноз ситуации, возникающей в результате действий.
5. Стратегия. До выбора человек решает, как он будет действовать в том или ином случае.
6. Учет времени. Тоже прогноз, действия устремлены к реализации цели.
7. Прогнозируемость. Попытка узнать больше о возможной будущей ситуации, снижение неожиданности.
8. Правила процедуры. Выделение некой логики, которая определяет сами знания о ситуации. Чем должно быть доказательство, что является "догадкой" и т.п.
9. Выбор. Осознание выбора.
10. Основания выбора. Осознание и использование этих оснований.
11. Сопоставимость цели и средства.
12. Семантическая ясность и четкость.
13. Ясность и четкость как таковые. Внимательное отношение к задачам прояснения.
14. Соответствие определения ситуации научному знанию.Можно критиковать "факт" с т.зр. соответствия научным знаниям. Это легитмно. Человек корректирует действия и представления в сторону научности.

Гарфинкель утверждает, что различаются два крупных "рода" рациональности: обыденная и научная. Обыденная установка включает все возможные рациональности, кроме четырех. Эти исключения таковы, что планируемые шаги при разрешении проблемы: 1) находятся в соответствии с правилами корректных решений (теории) и процедурами 2) все элементы должны быть уяснены отчетливо 3) прояснение знаний и правил должны рассматриваться как первостепенные задачи 4) планируемые шаги должны основываться исключительно на научно верифицируемых предположениях.
Это принципы 11-14. Это - научные рациональности.

Тем самым утверждается, что кроме обыденной рациональности, есть рациональность научно-теоретическая. Проявляется как стабильные свойства действий и как санкционированные идеальные модели. Для обыденной установки характерно отсутствие этих рациональностей - нет таких свойств и таких санкционированных моделей.

Утверждается, что все вышеизложенное - эмпирические утверждения, а не доктринальные. В повседневных ситуациях "практический теоретик" упорядовчивает события, стремясь сохранить предпосылку о том, что объекты окружающего мира есть то, чем они кажутся. (если нечто выглядит, как дерьмо, и пахнет, как дерьмо, то скорее всего это... - это установка, которая маркирует применение НЕ научного, а обыденного теоретизирования).

Научная рациональность устроена иначе. Основана на сохранении "нейтралитета" по отношению к уверенности, что вещи таковы, какими они кажутся. Научное знание регулируется идеалом сомнения, которое в принципе ничем не ограничивается - в частности, не признает нормативные социальные структуры как ограничивающие условия. Обыденное теоретизирование не допускает мысли, что события и объекты мира можно рассматривать с позиции полного незнания, чтобы просто увидеть, куда это приведет. Утверждая свою компетентность как члена общества, человек, напротив, старается подчеркнуть, что он знает, к чему может привести то или иное. Научно-теоретическая установка, напротив, подвергает сомнению смысл и точность любой модели, стремится их проверить. На коммуникацию обыденный теоретик смотрит так, что предполагает некий фон знаний, который "знает любой из нас". Научный теоретик действует иначе - он создает модель "универсального коммуниканта", это некий свод идеализированных инструкций о том, что надлежит считать правильно проведенными процедурами чувствительности, объективности и доказанности.

Гарфинкель утверждает, что это две очень разных установки рациональности. Переход - радикальное изменение в структурировании событий и отношений между ними. Эти установки приводит к логически несовместимым совокупностям событий - то есть они взаимно противоречивы между собой. Гарфинкель иллюстрирует примером: дан некий фильм, для одних он документальный, это снято в действительности. Для других - это художественный фильм (так им сказано), в котором играют актеры и который выстроен по сценарию. Утверждается, что это не аспекты "одного события", а совершенно разные картины мира, возникающие на материальной базе одного зрительного ряда.

_____________
И в самом деле, такое представление о научном знании - радикальное сомнение - очень распространено. В этом смысле построение Гарфинкеля - эмпирическое, а не догматическое: так думают. Другое дело, что я бы посомневался, так ли это.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]albiel@lj
2007-03-07 14:21 (ссылка)
Речь об определении обозначения. Как определение геометрической фигуры. Когда мы даём определение шара, то мы не выносим суждений о шарообразности некоего перечня предметов. И мы не даём критерия определения формы тел.
Мы говорм, что-то вроде того, что: "шар - это тело, ограниченное сферой". А как узнать, что тело ограничено сферой, мы ничего не говорим. (Обмерить до каждого атома циркулем точно не получится.) Подразумевается, что как-то это можно сделать, и как только мы узнаем об этом, так тут же вынесем суждение: это шар.

Или как законодательство. Закон не говорит как выявлять и доказывать вину преступника. Он лишь говорит, что такое-то правонарушение обязует к такому-то наказанию (или поощрению). А как определить факт события - это функционально иная задача, в уголовном кодексе об этом ни слова.

Также и с рацио. Если мы полагаем, что субъект принимал решение именно таким вот способом, то мы, пользуясь определением, выносим суждение: это было рациональное решение.
Это не критерий эффективного объективного обнаружения, а критерий вынесения нашего суждения. Так, как если бы мы знали.

Мы ведь не можем определить объективность такой штуки как "мышление" или "чувствование" или "сознание". Мы можем лишь выносить суждения об этом. Некоторые объекты такого нашего суждения столь расплывчаты, что внятно определить совсем никак не получается. Мало того, что мы не знаем, как выяснить - любит или не любит, так мы вообще не можем определиться что же это такое: любовь.

А рациональность я вроде как определил. Безотносительно способа объективного обнаружения. Точного обнаружения без телепатии быть не может. Ну и не надо. Пока.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-03-07 16:35 (ссылка)
Я не буду спорить, определили ли Вы рациональность. Тем более Вы сами сказали - для себя я определил, значит - определил. Бесспорно.

Объективность мышления и пр. определить как раз можем - поскольку это отличается от вынесения суждения. Человек может знать. что такое любовь, и знать. что любит. хотя не может составить суждения или понятия об этом предмете.

По этой причине я с большим подозрением отношусь к критериям вроде крит. вынесения суждения. Практически оно ничего не стоит - это получается словесная игра, а зачем она? Понимание рациоанльности не изменяется в зависимости от того, умеем мы сплести ловкую словесную сеть или нет. Пожалуйста, рациональность есть по сути своей чудхрагатра, за вычтом окаримаслы. Утверждаю, что я вынес корректное суждение, которое не поможет мне определять рациональность, решать, имела ли она место и т.п., но зато замечательно проясняет необходимые понятия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-03-07 17:24 (ссылка)
Но для того, чтобы узнать, рационально ли что-то, вначале нужно знать: что есть рациональность. Я давал определение не как формализм, а с прицелом на понимание. Для меня в это определение заложено моё представление о механике данного процесса. Эта единая механика проявляется во всём множестве процессов, которые мы оцениваем по признаку рационально/нерационально. И при этом оно вполне формализовано. Я его формулировал так, чтобы можно было тупо подставить любую ситуацию и получить однозначный ответ. Но ситуацию нужно знать определённо: что человек именно так думал, а не иначе.

Когда смотришь на человека, молча принимающего решение - то по этому наблюдению совершенно нельзя составить никакого мнения о рациональности. Чего стоят все "объективные" определения, если человек посидел 2 минуты с закрытыми глазами и что-то для себя решил? Все события у него в мыслях происходили, никакими действиями не сопровождались. Может, он просчитывал, может медитировал, может бросал в пространство сеть интуитивного чувства - всё внутри было.
В любом случае о способе мысли можно судить только по характеру самой мысли.

1. Категоризация и сравнение. (а кто знает, что этот парень что-то сравнивал.)
3. Поиск средств. Анализ того, как некий результат достигался в прошлый раз. (а кто знает, что этот парень что-то искал?)
4. Анализ альтернатив и последствий. Прогноз ситуации, возникающей в результате действий.( а кто знает, что этот парень что-то анализировал?)
5. Стратегия. (кто эту стратегию видел?)

Т. е. никакой разницы. Везде лишь мнение самого субъекта.

А в виде внешнего действия моё "сформулированное как вывод из двух или более оснований. Причём ни одно из оснований не должно быть достаточным для решения." увидеть намного проще, чем перечень из 12 пунктов.

Мы лишь должны знать: был факт такой формулировки или нет. Всего один пункт в двух предложениях.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-03-07 17:33 (ссылка)
Я, в частности. говорил, что Ваше определение зависимо от языка. Поэтому "Я его формулировал так, чтобы можно было тупо подставить любую ситуацию и получить однозначный ответ. " - нет. То есть у вас в руках оно работает - и очень хорошо.

По поводу мнения - "кто знает, что этот парень что-то сравнивал" - вообще-то эту операцию можно наружу вывести. Вполне нормальный вид рассуждения - объективируемый. В отличие от намерения, сранвене можно предъявить - и убедиться. Ну и дальше так.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-03-07 17:53 (ссылка)
Как это можно вывести независимо от субъекта? Это субъект нам может рассказать, что он сравнивал. Или мы можем подсмотреть за какими-то его предваряющими действиями (но их может и не быть), и заключить, что это было сравнение, и что оно оказалось решающим для принятия решения. А то, может, сравнивал-сравнивал, но сделал реально под влиянием каприза или случая.

Точно также косвенно определяются и мои условия. Операция сравнения есть частный случай вывода из двух или более оснований. Всё остальные те 12 (14) пунктов также выводятся. Я пытался мысленно сам процесс отследить, а не составлять перечень внешних наблюдений. (этим до бесконечности заниматься можно, на самом деле вариаций уймище.) И как быть, если 3 пункта вроде выполняются, 2 - явно нет, а остальные - неопределённо. Будет "скорее жив, чем мёртв.".

Что зависимо от системы моих внутренних смыслов (языка) - ну не знаю, вроде просто всё. Но может и зависимо.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -