О власти, политике и «профессиональных правозащитниках» Спустя год существования демократического движения Солидарность его участники наконец-то решили прояснить для себя вопросы защиты прав и свобод личности, что вызвало серию нешуточных дискуссий. Сам по себе этот факт положительный, но участники дискуссии, к сожалению, заблудились в трёх соснах. А ведь вопрос абсолютно прозрачен, давайте разложим всё по полочкам.
1. Для начала выясним, кто в стране является
«профессиональным правозащитником», кому защита прав и свобод граждан вменена в должностные обязанности, кто наделён для этой защиты полномочиями и обеспечен инструментами, кто в конце концов получает за это зарплату?
Открываем Конституцию и получаем чёткий и ясный ответ:
Статья 2. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»
Именно государству вменено в обязанности защищать права человека. Именно Президент, законодатель, судья, глава правительства, директор ФСБ, министры обороны и внутренних дел — вот кто являются защитниками наших прав в соответствии с их должностными обязанностями. Именно им даны полномочия — принимать законы, выносить судебные решения, осуществлять силовой захват и нейтрализацию преступников, нарушающих права и свободы граждан.
Именно они — Путин, Медведев, Патрушев, Нургалиев, Лужков, Грызлов и т.д. и т.п. — являются
«профессиональными правозащитниками». Должны являться таковыми. Обязаны! Точно те же обязанности по защите прав и свобод граждан лягут и на оппозиционных деятелей, когда/если они получат власть.
К сожалению, зачастую народным избранникам плевать на права человека и на выполнение своих должностных обязанностей.
Так что любые деятели, которые имеют наглость заявить: «Мы боремся за власть, а защита прав человека не наша забота», — должны получать от граждан увесистый пинок под зад и ни к какой власти не должны подпускаться на пушечный выстрел. Ты, {нецензурно}, идёшь во власть, чтобы защищать наши права, иначе ни о какой власти можешь не мечтать.
2. Едем дальше. Всем понятно, какими «эффективными правозащитниками» оказались на поверку нынешние путины-медведевы. Сменит их кто-то другой, вновь окажется, что избрали проходимцев (для которых
«власть — цель, а права человека — это только инструмент») и снова граждане окажутся незащищёнными, а государственные чиновники не будут выполнять своих обязанностей.
Дабы бороться с этим — а борьба эта не имеет конца — общество должно контролировать деятельность своих избранников. Наиболее активные граждане собирают и предают огласке факты нарушений прав человека со стороны властей и пытаются принудить власти исполнять свои обязанности — защищать наши права.
Таких общественников-добровольцев называют «правозащитниками». Но этот термин, как и многие другие, нельзя понимать буквально. Ни один общественник-правозащитник не в состоянии самостоятельно защитить ваши права. Он не может обезоружить бандита или вымогателя, он не может посадить его в тюрьму, он не может отменить незаконный приказ об увольнении работника и обязать работодателя выплатить положенную неустойку работнику, он не может привлечь к ответственности «оборотня в погонах» или чиновника-взяточника. У правозащитника нет для этого ни полномочий, ни инструментов.
Правозащитник может лишь одно — при выявлении нарушения прав гражданина, он может принуждать власть защитить этого гражданина, добиваться, чтобы государство исполнило свои обязанности по защите прав и свобод личности.
Какие бы политические силы ни сменяли друг друга на вершине власти, какая бы оппозиция ни добивалась победы над своими заклятыми властными оппонентами и становилась у руля, необходимость общественного контроля за действиями властей будет оставаться актуально всегда. Именно поэтому общественник-правозащитник не должен жёстко связывать себя с какой-либо политической силой — ведь если эта сила добьётся власти, ей всё равно необходимо будет оппонировать и жёстко следить за её действиями.
Остановимся пока на этих двух моментах. Итого:
1. Защита прав человека является обязанностью государственных чиновников. И если политик желает получить власть, то защита прав и свобод граждан должна быть его приоритетной целью, ведь именно этим он будет заниматься на государственном посту.
2. Общественники-правозащитники не имеют возможности непосредственно защищать гражданина от нарушения его прав. Они могут лишь принуждать власть — судью, министра, президента, мента, прокурора, генерала — исполнить свои обязанности и защитить гражданина от произвола.