Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет iwia ([info]iwia)
@ 2009-05-04 22:07:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Печальное
О неком журналисте от [info]mbpolyakov@lj
Как-то Валерий Утц, царство ему небесное, мой хороший знакомый, фотокорр «Труда» сказал мне слова, которые я часто вспоминаю. «Слушай, как было тяжело снимать коммунистические демонстрации! Вот ты идешь, фотографируешь, и как-то давит то, что все вокруг, ну буквально все думают одинаково!» Его это раздражало, а вот мне, как и многим людям, имеющим оппозиционные взгляды, этого очень не хватает. Что тут плохого, когда вся страна идет к единой цели, общество осознает себя чем-то сплоченным и единым? Мне не хватает сейчас этого ощущения. Вообще, хорошо было быть конформистом в советские времена. Страна развивается, что-то строится, запускаются спутники, воров сажают в тюрьмы, ты – гражданин великого, мощного, справедливого государства. Сегодня конформистом быть тяжелее. Мозг, сознание, разум, даже художественный вкус постепенно умирают, и вместо разума, дающего реальную картину действительности – телемантры о мнимом возрождении страны, вставании с колен и т.д., художественный вкус заменяет некая субстанция, без отвращения воспринимающая билана, евровидение, собчак и дом-2. Даже совесть должна умереть и заменится на соцдарвинизм и «кто успел тот и съел» - иначе как вы согласитесь и примите абрамовичей, дерипасок, нечестные суды, воров в Думе и проч? Такова сегодня цена соглашательства – ради внутреннего комфорта приходиться жертвовать личностью. Получается не человек, а дохлятина, обрубок. Позавчера я имел возможность наблюдать один случай, пожалуй, довольно печальный. Впрочем, это даже не отдельный случай, а, конец одной большой истории, которая тянется уже двенадцать лет. Она, как мне кажется, показательна и объемна и, может быть, отчасти характеризует сложившиеся у нас за вот эти двадцать лет общественные отношения, новую социальную мораль и т.д. Есть у меня знакомый, зовут его… Нет, пожалуй, не буду говорить как его зовут, к сожалению (или к счастью) среди читателей этого дневника как выяснилось много моих знакомых – близких и не очень и многие, пожалуй, узнают этого человека. А это такие наблюдения и выводы, которые надо самому сделать, сторонним, пожалуй, не поверишь да еще наблюдателя обвинишь в предвзятости и т.д. Впрочем, самые посвященные люди, для которых эта история в деталях или полностью все равно не секрет, пожалуй, узнают этого человека, если я замечу, что он одно время работал в «Звездочке», потом – в ТАССе, что он невысокого роста и ходит в очках. Познакомились мы в конце девяностых, но и до этого заочно знали друг друга.

Я тогда работал в Думе и вел проекты, связанные с активностью некоторых политических сил в регионах, он, кажется, только уволился из «Звездочки» и искал куда устроиться. Я ему чем-то ненадолго помог, ну и как-то стали время от времени пересекаться. Убеждения у него были очень резкие – он, например, как-то заметил на пресс-конференции Немцова в Интерфаксе (задавая какой-то длинный вопрос), что «самое обидное, что власть сейчас взяли мелкие люди. Положим, Гитлер, был негодяем, но ведь это масштабная личность, а вот что такое эти ельцины, чубайсы? А ведь эффект тот же самый – Союз развален, страна в упадке». Не ручаюсь за точность цитирования, но смысл был такой. У этого знакомого был больной старший брат (инвалид), который жил в деревне. У брата была семья, причем, кажется, довольно большая, так что жила она тогда по его рассказам практически впроголодь. Он как-то помогал и т.д., фактически на нем висело две семьи.

И вот пришел Путин, а одновременно с этим мой товарищ устроился в какой-то журнал, где хорошо кормили (кажется, в «Федерацию»), потом еще куда-то, потом нашел совсем уж жирное местечко в какой-то подлужковской газете. И вот я встретил его в 2002-м году. Сидели мы, помнится, в Шоколаднице на Баррикадной, и вдруг он начал рассказывать о том, что ездил в какую-то войсковую часть. «И ты знаешь, а ведь не так плохо живется, сейчас вот офицерам повысили денежное довольство», - заметил он. Это было то время, когда у офицеров стали отнимать льготы по транспорту и т.д. в обмен на небольшие денежные компенсации. Я слышал тогда совершенно противоположные мнения об этом процессе от самих офицеров и очень насторожился. С этого момента стал прислушиваться и заметил, что человек постепенно начал меняться. Как ни встретимся, обязательно расскажет о том, как хорошо вот, что открыли какой-то новый супермаркет возле дома, спросит: а вот сколько стоит сейчас новый такой-то автомобиль, а вот у тебя ведь автоматическая коробка в машине, а удобнее ли она механической? ну и т.д.

Как-то побывал на дне рождения у его сына и обратил внимание на то, как изменился и его быт. У меня было ощущение, что человек, что называется, дорвался как какой-нибудь подросток, получивший в подарок сразу несколько мобильных телефонов. С женой они ходили по квартире, показывали гостям как работает новый какой-то воздухоочиститель в детской и т.д. – ну видно было, что человек счастлив и всем вокруг себя доволен. Постепенно он начал и менять свое окружение, стали уходить люди, которые были ему ранее близки идеологически. Например, я помню спор в одном кафе, куда мы впятером на праздники зашли выпить вина. Речь зашла тогда опять об армии и вот этот знакомый сцепился с Ваней Хоботовым – полковником ВВС в отставке, и тогда - активистом КПРФ (как-то чуть не прошел от них в Госдуму).

Ваня кроме все прочего еще и доктор технических наук и человек очень энергичный и информированный. Знакомый начал говорить обычными единороссовскими штампами о том как у нас растет промышленность, развивается авиация и т.д. Ваня же напал на него с конкретными фактами, кажется что-то говорил о пятом поколении и т.д. (тогда очень актуально было потенциальное слияние АКБ и то, как это повлияет на систему в целом) и просто забил человека цифрами. Я наблюдал со стороны – очень интересно было смотреть на то, как рушится стена, возведенная пропагандистской машиной, и хотелось понять – какие выводы сделает человек? Куда придет? Ведь направление, кажется, знает – у самого взгляды совсем недавно были оппозиционные. И любопытно еще было посмотреть на сам этот живой процесс встраивания бывшего оппозиционера в систему.

Он что-то мычал, с чем-то пытался спорить, но, видно, чувствовал себя побежденным. Как-то тогда расстались не очень хорошо – этот спор, впрочем, испортил всем настроение. После он уже как-то не общался с прежними товарищами, помнится, ему предложили съездить куда-то вместе или что-то отметить, а он отказался. Причем, я бы не сказал, что это тот человек, которого мог бы оскорбить сам тон спора и т.д., могу быть не прав, но он большой любитель поспорить, много раз видел, что он чуть не на крик переходит, когда что-то доказывает. Разве что со мной да еще с парой бывших товарищей он общался. Да и то так… Позвонит, поздравит с чем-нибудь – и все. Не сухо и не радостно (хоть, может быть, год не виделись).

У меня и тогда было ощущение, и сейчас есть, что он, видимо, боится того, что его система жизневосприятия, которая только начала выстраиваться и в которой так тепло, сухо и мухи не кусают, будет разрушена, если он окажется в нашем кругу. Ему не хочется правды, каких-то фактов, они опасны и неприятны ему. И вот встретился вчера с ним в книжном магазине «Москва». Его жена меня первая увидела, поздоровалась, и тут он появился. Сначала пообщался в какой-то своей прежней манере, хорошо еще знакомой по последним дням нашего активного знакомства, но тут мы разговорились на какие-то бытовые темы – кто там умер, кто второй раз женился и т.д., и это как-то растопило лёд и что-то старое и уже забытое снова раскрылось.

Я довез их до дома (живут теперь в другом районе Москвы, в новостройке), помог донести какие-то географические карты и т.д. После дошли до ближайшего кафе (тут надо было видеть знакомого, что-то такое хозяйское у него было в том, как он показывал это кафе, заказывал по карте и т.д. – весь его вид – и розовые щечки и поджатые губки - словно говорил: «вот наш уютненький чистенький райончик, все здесь очень хорошо и устроено, и я сам довольный жизнью и хороший здоровый человечек». И вот начался у нас разговор. Дошло, к сожалению, до откровенности (с его стороны, с моей было бы непростительной наглостью и грубостью позволить себе правду в этом розовом мирке) и чего я только не услышал! И в «Единую Россию» записался, и на танцах со звездами бывал, а сам такой-то дал нам автограф и позволил сфотографироваться вместе (тут была продемонстрирована фотография на мобильном телефоне), и Путин-наш-рулевой и какие прекрасные артисты не то, что та серость при совке и т.д.

Что-то было замечено на тот счет, что страна развивается и идет вперед и в обоснование данного тезиса был приведен пример собственного благополучия, купленная за полмиллиона евро квартира и тот факт, что у соседей столько же денег и т.д. На робкое мое замечание относительно социальных проблем он заявил нечто либеральное в том духе, что, мол, «кто хочет, тот зарабатывает, а кто не хочет – это их проблемы, и вообще – общество само себя лечит. Мне не жалко вот этих вот людей, которые не смогли своих детей научить о себе заботиться, сами виноваты». Кого-то, кто слышал подобные суждения это не удивит, но в данном-то случае они были озвучены человеком, которого чуть не уволили в 97-м году из газеты за фразу «ельцинская банда отняла у советского народа великую победу». Тут уж я как-то чтобы не сказать чего-нибудь резкого, переключился на какие-то семейные вопросы. И оказалось, что принципы соцдарвинизма человек воплощает и в жизнь. Не буду рассказывать подробностей, но со своим братом он поступил на мой взгляд очень подло, бросил его – больного, покинутого человека на
произвол судьбы, предоставил самому себе.

No comments, как говорится(
О Жоржи Амаду (знал, что он был коммунистом, но не знал, к чему пришел к концу жизни) от [info]orelkondor@lj:
"Советская страна-ты наша мать,
Сестра, любовь, спасительница мира!"-эти слова Жоржи Амаду сказал 60 лет назад-после своей поездки в СССР. Писатель был покорён советскими преобразованиями.
Родился писатель в 1912-м году в местности с очень сложным составом населения-80% составляли негры и мулаты, 20% -метисы и белые. Многие малые народности подвергались страшным гонениям, в частности, запрещались некоторые культы, разрушались храмы, полиция жестоко разгоняла выступления самых бедных слоёв населения. В будущем, будучи депутатом парламента от Компартии, он добился легализации культа баиянских негров-самого бедного и унижаемого слоя населения. "Баиянские негры-а это все мы, слава Богу, -сохранили в жестокой и трудной борьбе верность своим африканским богам. Это был способ, и один из самых действенных, борьбы против рабства, за сохранение элементов своей культуры"-говорил Амаду. Вполедствии всю свою жизнь он боролся с остатками рабства в Бразилии-и сам в детстве не раз видел, как в гостиницах и на улицах истязали негров-рабов. В те времена рабство в Бразилии было ещё очень распротсранено, там были замешаны очень крупные фигуры-промышленники, землевладельцы. В своих ранних романах от также описывал поднимающееся рабочее движение.
В 1936-м году за открытые выступления в печати против фашистских организаций Жоржи Амаду был арестован. Тогда, вспоминал он, "террор господствовал повсюду. Нацизм подавлял свободу, растаптывались права человека". В Бразилии начался процесс ликвидации демократии и построение "Нового государства", установлен диктаторский режим Жетулиу Варгаса. Выйдя из тюрьмы, писатель отправился в путешествие до Мексики и США, во время которого он закончил работу над романом "Капитаны песка" (экранизация в СССР под названием "Генералы песчаных карьеров". Вскоре после этого его снова арестовали, но вскоре выпустили, не смогли предъявить обвинения. В 1942 году режим Варгаса вынужден был прекратить отношения с фашистскими державами-узнав об этом, и на фоне широкого антифашистского движения, Амаду вернулся в Бразилию, но по прибытии вновь был арестован-ему запретили бывать в крупных городах, он находился под домашним арестом. С 1945 года начинается новый период творчества. В 1946-м году он получает мандат в Парламенте, представляя интересы бразильской компартии. Но в это время бразильские реакционеры, поддерживаемые США, смогли привести к власти генерала Эурику Дутры, который в свое время поддерживал Гитлера. КП Бразилии оказалась под запретом, и Амаду вновь покинул Бразилию. Он начал клеймить американский империализм, возлагал на него ответственность за угрозу атомной войны. В 1951-м году был удостоен международной Сталинской премии. После очередной поездки по СССР, где он находился под сильнейшим впечатлением от увиденного, в частности, от того, как женщины в Сибири водят поезда, он написал книгу "Мир, где царит мир". Из очередной эмиграции вернулся на родину в 1956-м году.
"Моя жизнь писателя началась в 30-х годах. Когда стала разрываться железная блокада-блокада клеветы, которой реакционные , ретроградные правительства пытаются скрыть правду об СССР."-говорил он. В ту пору в Бразилии появились первые переводы произведений советской литературы-"Железный поток" Серафимовича, "Разгром" Фадеева, "Конармия" Бабеля. А следующие строки написаны им в 1992-м году: " Смотрю одним глазом-не от пренебрежения, а от того, что левое веко моё 2 недели как опустилось, и подниматься не желает. Я окривел от того, в каком виде предстали перед мной Советская империя и её подданные-в булочных нет хлеба...". Когда же писатель был настоящим-когда он восхищённо отзывался о советских женщинах, подчеркивая их интеллект, красоту и самостоятельность, или когда назвал их "жертвами предрассудка и невежества", которые "слыхом не слыхивали о Камасутре"? Когда хвалил Шолохова в первый приезд в СССР или когда назвал его "ничтожным человеком" за то, что автор "Тихого Дона" поносил своих собратьев на съезде писателей в 1954 году? Когда верил в революцию и в то что "власть народа и для народа" возможна, или когда писал о том, что во время поездки в Венгрию в 1951-м был шокирован тем, что на судебном процессе в социалистической стране применялись пытки? Скорее настоящим он был всегда. А гнев его по отношению к СССР вполне можно понять: это гнев сродни любви. Он считал, что граждане этой страны всё-таки разбили самую большую мечту-об обществе, где нашли бы приют все его "беспризорные мальчишки-капитаны песка, рыбаки, бродяги и публичные девки".

Умер Амаду в 2001-м году, не дожив до 89 лет 4-х дней. В общей сложности литературным творчеством он занимался 70 лет.


Нет, я вполне понял бы такую смену мировоззрения у жителя относительно сытой Западной Европы, но как мог коммунист из страны, где "процветают" нищета, трущобы, неграмотность, беспризорность - разочароваться в стране, где всё это было ликвидировано?
В нынешнем мире хорошо могут чувствовать себя 2 типа людей - конформисты (см. про журналиста) и люди, абсолютно уверенные в правоте своего дела - даже в самые черные дни.   Первым я быть не хочу, вторым - не могу.


(Читать комментарии)

Добавить комментарий:

Как:
(комментарий будет скрыт)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Имя пользователя:
Пароль:
Тема:
HTML нельзя использовать в теме сообщения
Сообщение:



Обратите внимание! Этот пользователь включил опцию сохранения IP-адресов тех, кто пишет анонимно.