Белая лента
«Белая лента». Жестокость, насилие, лицемерие - обычный набор для Ханеке. Антипсихологизм – никаких причин, мотивов поведения. Если какая-то причинно-следственная цепочка случайно возникает, она внезапно обрывается странным поступком. Естественно (для Ханеке), ни одного позитивного персонажа. Особенно детей. Мы привыкли, что дети всегда изображаются, по меньшей мере, невинными. В «Белой ленте» этот стереотип рассыпается в первых кадрах – лицемерие детей сыграно детьми очень талантливо. К тому же подозрения персонажей и зрителей приводят к тому, что все насилие в фильме совершено детьми, хотя саспенс остается не раскрытым. Про взрослых и говорить нечего, поголовные уроды. Как обычно. Если раньше Ханеке исследовал насилие в отдельно взятых семьях («если кто-то кое-где у нас порой…»), то в последнем фильме задействована большая деревня со всеми ее жителями в исторической ретроспективе. Что дает возможность проецировать. Даже если не собираешься проецировать, все равно ощущаешь масштаб. Сам Ханеке оправдывает своих героев:
«Считалось нормальным бить своих детей. Когда он говорит им: «Сегодня я не буду спать всю ночь, потому что завтра мне придется сделать вам больно», нам это кажется циничным, но я думаю, что ему следует верить. Не очень интересно рассматривать его в качестве садиста или гротескного умалишенного. Если бы эти люди были просто извращенцами, то такого рода поведение не имело бы такого обширного воздействия. И я не уверен, что какая-то другая система воспитания лучше по своей природе.»
Из-за тщательной проработки сценария, его многогранности, а может быть, еще и из-за закадрового текста возникает ощущение, что это – экранизация. Возникает желание прочесть эту книгу. Но никакой книги нет, сценарий написал сам Ханеке. Я думаю, он мог бы писать отличные романы. Но он просто снимает отличные фильмы.
