Владимир Иванович Слипченко. Военный теоретик, равный Клаузевицу | Mar. 24th, 2006 @ 03:40 pm  |
|---|
"...Как военный ученый Владимир Иванович Слипченко обратил на себя особое внимание в связи с его научными взглядами на войны будущего. Этой проблемой он занимается более 10 лет. Я являюсь свидетелем, когда в мае 1990 года на крупной международной конференции в Университете национальной обороны США (г. Вашингтон), которая была посвящена анализу возникших в тот период новых понятий: «стратегическая достаточность», «разумная достаточность», «оборонная достаточность», «меры доверия» и др., Владимир Иванович впервые изложил свое видение новых войн. Тогда, до начала войны в зоне Персидского залива было более года, и не было вообще никаких признаков, что здесь будет война. Но он предсказал, что очередная война будет, вполне вероятно, с участием США и изложил концептуальные отличия войн будущего. Он впервые спрогнозировал совершенно новый характер войны, в которой «опрокинутся» координаты сфер противоборства: основные события развернутся не на сухопутном театре, а в воздушно-космическом пространстве. Прозвучавшее тогда его утверждение, что в войнах будущего основной военной силой будет постепенно становиться высокоточное ударное оружие воздушного и морского базирования (он назвал это «воздушной наступательной операцией без авиации») было воспринято скептически не только нашими представителями, но и представителями других стран.
В последующем, в 1992-1993 гг., после окончания войны в зоне Персидского залива Владимир Иванович снова участвовал в работе ряда конференций в Москве и за рубежом. Он встречался с некоторыми из тех специалистов, кто его слушал еще тогда, в Вашингтоне, до этой войны. Они с удивлением подтвердили справедливость его научного предвидения.
Вполне закономерно, важным итогом продолжительных научных исследований Владимира Ивановича Слипченко явилась первая книга - «Война будущего», которая была издана Московским общественным научным фондом в 1999 году. К сожалению, тираж этой весьма интересной и научно ценной книги был всего 500 экземпляров, и она была бесплатно распределена по списку, составленному издателем. Автор впервые написал труд о войнах будущего и, таким образом, он завладел новой научной нишей современной военной науки. Поскольку книга не досталась многим, кто в ней нуждается, то Владимир Иванович вынужден был много выступать в различных аудиториях и излагать научные положения книги, что он делает охотно и сейчас.
В конце апреля 2001 года издательский дом «Гран-Пресс» выпустил новую книгу Владимира Слипченко - «Бесконтактные войны». Эта увлекательная книга издана тиражом 10 тысяч экземпляров, что делает ее вполне доступной практически для многих желающих. Она естественно является дальнейшим развитием предыдущей книги, но в нее внесены существенные дополнения, уточнены некоторые позиции, вызванные произошедшими за последние годы событиями в политическом и военном мире. Отмечу лишь уникальный, глубоко научный взгляд автора на войну в Югославии.
Впервые на уровне научного открытия (к сожалению, в военной науке открытия не регистрируются) Владимиром Слипченко предложена научная классификация поколений войн, имевших место в военной истории. Владимир Иванович является сейчас единственным автором, кто, используя свою научную систему классификации войн, сумел строго проанализировать их историческое прошлое, рассмотреть и оценить настоящее время, и далее совершить прогностический экскурс в будущее войн вплоть до 2050 года. Это совершенно новый научный взгляд на искусство ведения войн всех прошлых, настоящего и будущих поколений.
К первому поколению Владимир Иванович вполне логично относит войны с применением холодного оружия, которые велись в рукопашную на нашей планете в течение более 3,5 тысяч лет. Он считает, что войны второго поколения появились после изобретения пороха в 12-13 веках и в течение примерно 600 лет велись уже на некоторой дистанции в основном с применением гладкоствольного оружия, хотя холодное оружие также продолжало использоваться. Войны третьего поколения по теории Владимира Слипченко появились около 200 лет назад, после изобретения нарезного оружия, что привело к резкому увеличению дальности и точности стрельбы и поражения, переходу к окопным войнам. Автоматическое, скорострельное оружие, используемое наземными, морскими и воздушными силами и средствами привело к появлению примерно 100 лет назад войн четвертого поколения, которые на суше стали траншейными и продолжаются и сейчас.
Важно заметить, что войны первых четырех поколений Владимир Слипченко вполне логично считает контактными, хотя сам контакт постепенно трансформировался от рукопашного противоборства в первом поколении к дистанционно-контактному противоборству в четвертом поколении. Убедительным признаком контактных войн по мнению ученого является то, что основная борьба идет на земле и за землю.
Ядерное оружие, появившееся 56 лет назад по мнению ученого стало оружием бесконтактной войны пятого поколения. Здесь я подчеркиваю мысль, высказанную Владимиром Слипченко, с которой я полностью согласен, что если ядерное оружие будет применено одной из противоборствующих ядерных стран, то нельзя вести речь о войнах пятого поколения. Ядерная война будет единственной, и ее последствия предсказать невозможно.
Следует особо подчеркнуть, что позиция Владимира Слипченко по отношению к ядерному оружию достаточно четкая и однозначная, хотя и резко отличается от традиционных взглядов. Он открыто аргументирует иное, нежели официальные взгляды, понимание роли и значимости ядерного оружия в условиях войн нового поколения.
Несомненно, Владимир Слипченко не нуждается ни в оправданиях, ни в защите от обвинений, связанных с его пониманием роли ядерного оружия. По его мнению, несмотря на огромную разрушительную силу ядерного оружия, оно оказалось совершенно беспомощным в разрешении многих конкретных задач, которые ему стали предписывать в доктринах национальной безопасности и в военных доктринах ядерных государств. Как оценить роль ядерного оружия в развале Советского Союза, в расширении союза НАТО на восток, в неспособности остановить агрессию против Югославии?
Поэтому российский военный ученый уверен в том, что конституционная и доктринальная ставка ядерных государств на достаточно дорогое ядерное оружие будет непременно блокировать подготовку их вооруженных сил к войнам с применением обычных вооружений, к бесконтактным войнам, а значит, и снизит уровень их военной и национальной безопасности.
К шестому поколению войн ученый относит бесконтактные войны с применением обычного высокоточного оружия, экспериментальные варианты которых уже отработаны Соединенными Штатами Америки в Ираке (1991, 1996, 1998 гг.), Югославии (1999 г.). Он с огромной убедительностью показывает это в книге. Тот, кто слушал высокопрофессиональные выступления Владимира Слипченко на симпозиумах, конференциях, семинарах, лекциях может подтвердить, что он действительно обладает уникальным даром не только предвидения, но и аргументированного, научного убеждения даже специалистов-скептиков.
Строгий научный анализ поколений войн позволил нашему военному ученому впервые дать научное определение понятия «революция в военном деле», раскрыть суть и содержание очередной, революции в военном деле. Он убедительно доказал, что революция в военном деле происходит только тогда, когда меняется поколение войн. Сейчас это он связывает со сменой стратегии ведения войн шестого поколения. По его мнению, если стратегия ведения войны в современных войнах не меняется, а меняется лишь тактика или оперативное искусство, то это нельзя считать революцией в военном деле. В лучшем случае это результат научно-технической революции. С этим трудно не согласиться.
Есть основания с гордостью утверждать, что именно наш российский военный ученый впервые изложил содержание и особенности военного искусства в бесконтактных войнах. По-новому он рассматривает театр военных действий. Владимир Иванович убедительно показал, что в бесконтактных войнах кардинально меняются роль и функции видов вооруженных сил государств. Для ведения войн нового шестого поколения вооруженные силы могут иметь лишь два функциональных вида — стратегические ударные (не ядерные) и стратегические оборонительные силы. Ядерное оружие по его мнению надо сохранить, но его не нужно иметь на вооружении много. Для целей ядерного сдерживания он считает достаточно иметь примерно 500 надежно защищенных межконтинентальных ракет сухопутного и морского базирования, которые будут способны еще в течение длительного времени выполнить поставленные им задачи даже при наличии современной ПРО у любого государства.
В целях более аргументированного понимания поколений войн Владимир Иванович ввел понятие «победа» в войне и обосновал, что в бесконтактных войнах с применением обычного оружия для полной победы над противником достаточно лишить его экономики. Эта проблема может решаться без непосредственного контакта с противником в основном лишь с помощью длительных, массированных межконтинентальных ударов высокоточным оружием различного базирования (например, война в Югославии). В контактных войнах для достижения победы было необходимо сначала разгромить противника на его территории, а затем разрушить его экономику и свергнуть его политический строй.
Ученый убедительно обосновал, что в бесконтактных войнах с применением обычного, но высокоточного оружия резко возрастает значимость космических систем, повышается роль обороны экономического потенциала государств, возникает острая необходимость создания общегосударственной воздушно-космической обороны и ведомственной неогневой защиты объектов экономики.
Совершенно по-новому Владимир Слипченко рассматривает роль информационного ресурса государства, раскрывает содержание информационного противоборства в войнах нового поколения. Он предостерегает, что стремление США получить формальное согласие России на создание национальной или межнациональной ПРО является просто ширмой. ПРО им вовсе не нужна, но они используют ее как понимаемый всеми «аргумент» обоснования. Им нужно совершенно другое - получить право в рамках ПРО создать наземную и космическую инфраструктуру, которая будет обеспечивать ведение бесконтактных войн с любым противником или даже отдельным городом на планете Земля. Вот уж действительно справедлива народная мудрость - не так страшен Карлсон, как его пропеллер!..."
В.И.Слипченко "Бесконтактные войны" (фрагменты)
Кстати, в войне в зоне Персидского залива США применили свои сухопутные войска после завершения 38-суточной воздушно-космическо-морской ударной операции вовсе не для того, чтобы достичь более грандиозных стратегических или военно-политических результатов. Уже гораздо позже, после окончания этой войны, американское военное командование откровенно пояснило, что им надо было показать своим налогоплательщикам, что и сухопутные войска были введены туда не зря. Когда в результате длительной воздушно-космическо-морской ударной операции Ирак практически уже капитулировал и его поражение было полным, а войну можно было прекращать, военное командование США с ужасом увидело, что полумиллионные сухопутные войска ему оказались не нужны для ведения военных действий. Вот тогда и была "обоснована необходимость" в 4-суточной сухопутной составляющей в этой войне, хотя оккупировать территорию Ирака и свергать его политический строй ни США, ни их союзники по коалиции не собирались.
Эта бесконтактная воздушно-космическо-морская ударная, а затем и контактная сухопутная операция многонациональных сил, а точнее, езда на танках и бронетехнике по пустыне, как известно, были просто приостановлены с выходом сухопутных войск на рубеж реки Евфрат. Скорее всего, сухопутная операция просто захлебнулась в приеме военнопленных иракской армии, которых было так много, что не было возможности их принимать, пропускать через санитарный контроль, кормить и поить в безводной пустыне. Следует особо подчеркнуть, что США в этой войне и не ставили перед собой такой цели — свергнуть иракское руководство. Если бы такая политическая цель стояла, то после его свержения надо было бы еще долго там оставаться в роли оккупанта и поддерживать новый режим. Но все испытания новых видов оружия Соединенных Штатов были проведены, Ирак был наказан, его экономика и объекты ядерной технологии разрушены, и можно было просто уходить оттуда, что и было сделано. Это подтверждает, что политические цели войны в зоне Персидского залива были совершенно иными — испытать новые виды оружия в условиях реальной войны на пустынном театре военных действий.
Как уже подчеркивалось, государству, готовому к ведению бесконтактных войн, не нужно будет осуществлять разгром крупных сухопутных группировок противника, который не готов к такой войне. В войне в зоне Персидского залива многонациональные силы во главе с США сумели "убедить" Ирак в том, что они собираются вести войну по старому (четвертого поколения), наземному сценарию, к чему и было готово иракское руководство. Ирак принял такой вариант войны и ушел в глубокую оборону, ожидая наземных военных действий. Но их так и не было, а война пошла по другому сценарию — бесконтактно.
Главное, кардинально новое в искусстве бесконтактных войн будет, скорее всего, связано, во-первых, с тенденцией исключения человека из зоны противоборства и, во-вторых, с тем, что имеющееся у воюющих сторон ядерное оружие не окажет никакого влияния ни на достижение политических и стратегических целей войны, ни на достижение непосредственно стратегических результатов. Более того, следует ожидать, что после 2010—2015 гг. под давлением "ядерного клуба" и других ядерных стран может быть достигнуто международное соглашение о полной ликвидации тактического ядерного оружия. И несмотря на то, что все соглашения, как правило, действуют лишь до начала войны, все же можно предвидеть, что ядерное оружие не будет применяться вообще и его функции не выйдут за режим самосдерживания.
<…>
Необходимость неогневой защиты объектов экономики в войнах нового поколения будет являться проблемой практически для любого развитого или развивающегося государства. После окончания переходного периода к этим войнам уже в 2010—2015 гг. потребуется совершенно по-новому решать проблему обороны и защиты его экономики. Пилотируемые средства нанесения удара по экономике будут полностью исключены и заменены беспилотными — воздушного, наземного, морского, а в последующем и космического базирования. У наиболее развитых стран, готовых вести бесконтактные войны, количество высокоточных средств, способных наносить удары по объектам экономики, может достигнуть просто фантастических величин.
<…>
Для гарантированной защиты экономического потенциала государства в условиях бесконтактных войн потребуется защищать буквально каждый конкретный объект экономики. В первую очередь, потребуется определить критически важные ресурсы экономической инфраструктуры (заводы, места добычи, переработки и транспортировки топливных ресурсов, плотины, электростанции, транспортные мосты и др.), их взаимодействие и взаимозависимость и оценить стоящие перед ними возможные угрозы.
<…>
Сейчас, в переходный период к войнам нового поколения, который во многих странах совпал с их глубокими преобразованиями и кризисным состоянием экономики, возникает совершенно новая ситуация. Происходит дальнейшая политическая трансформация сфер ядерного сдерживания: из глобального многополюсного в многополюсные региональные масштабы. Причем, совершенно не исключено, что общая сумма всех региональных сфер ядерного сдерживания может в переходный период к войнам нового поколения даже превысить глобальную. Выдвигаются и новые, порой абсурдные, с точки зрения теории и практики, формы ядерного сдерживания. Если в глобальной многополярной сфере противостояния основным остается ядерное сдерживание агрессии лишь путем запугивания, то в региональной многополярной для сдерживания предлагается допускать и боевое применение тактического ядерного оружия. Но известно, что применением лишь тактического ядерного оружия даже в относительно второстепенном регионе с целью сдерживания агрессии можно легко спровоцировать обвальную эскалацию применения ядерного оружия и глобальную ядерную войну. Ядерным оружием невозможно прекратить военные действия, им можно лишь расширить их масштаб. Однако, похоже, что именно эта ядерная стратегия может получить доктринальную и даже конституционную поддержку в ряде ядерных стран, а значит, и возможность ее законной реализации. Ставка на ядерное сдерживание фактически предполагает автоматическое снятие с этого оружия греха апокалипсиса. Но грех не в оружии, а в том, как оно используется. Весьма сомнительно и политическое сдерживание, т.к. ядерным оружием одного государства невозможно предотвратить использование ядерного оружия как инструмента политического давления со стороны другого государства. Ядерным оружием одного государства невозможно предотвратить строительство враждебной геополитической коалиции в любом регионе мира. Также несостоятельны военно-политическое сдерживание и устрашение: ядерным оружием невозможно без его применения предотвратить глобальную и ограниченную ядерные войны, даже невозможно предотвратить нанесение единичного ядерного удара по ядерной державе. Ядерным оружием без его применения также невозможно предотвратить нападение обычными вооружениями как со стороны ядерных, так и безъядерных государств. Здесь существует жесткая связь между сдерживанием и боевым применением ядерного оружия. Однако самое страшное и опасное заключается в том, что боевое применение лишь маломощного тактического ядерного боеприпаса в интересах сдерживания означает конец всякого сдерживания. Немедленно наступят непредсказуемые последствия не только для ядерного государства, применившего это оружие, но и для многих других как ядерных, так и безъядерных стран. Политические заявления, утверждения, сделанные в новой военной доктрине России о решимости и готовности пойти на применение ядерного оружия в ответ на любую агрессию, являются лишь словесной угрозой и совершенно не связаны ни с эффективностью, ни с надежностью сдерживания любой агрессии, ни с национальной безопасностью государства. Деградированное государство и его вооруженные силы не способны были провести плановую военную реформу в течение 10 лет, и все эти годы они зависели от своего огромного ядерного арсенала. Боеготовность и боеспособность обычных вооруженных сил все эти годы были критически низкими.
(http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/42001/slipchenko.htm) |
|
|