Российская школа в эпоху либерализма | Oct. 9th, 2014 @ 06:49 am  |
|---|
"...Когда мы говорим об образовательной реформе, то мы представляем себе систему образования как сложно устроенный механизм, из которого можно удалить какие-то части, другие заменить на новые, какие-то блоки объединить и т.д. Но образование — это, скорее, сад. В нем можно сажать что-то новое, можно что-то прививать к старому корню, в нем нужно терпеливо поддерживать все живое, долго наблюдать и ждать результатов. Опустошить сад легко, вырастить новый на месте пустыря крайне трудно, некоторые потери не удастся восполнить никогда.
Образование — это не механическая система, а скорее, «экосистема» с тонкими и не полностью нам понятными связями всего со всем. Изменение одного элемента (например, количества учеников в школе) ведет за собой многочисленные перемены, которые мы не умеем заранее просчитать.
В книге Семена Франка «Крушение кумиров» есть мысль, которая мне кажется очень применимой к нашей жизни. Он говорит: мы все видели, насколько неэффективна русская монархия, как много в русской жизни неправды, но когда мы увидели полное разрушение государственного организма и то, к чему это привело, то стало ясно, что какой бы далекой от идеала ни была та жизнь, это все-таки была жизнь, а заменили ее смерть и разрушение. Это применимо и к образованию. Как говорит один мой коллега, лучше привычный стабильный, хоть и не очень хороший учебник, чем каждый год замена учебника с хорошего на «лучший».
...Идеи могут быть разные, и иногда они звучат очень симпатично — например, не надо в 10–11-м классе изучать все на свете, пусть школьник выбирает себе профиль и не учит, скажем, ненавистную ему химию. Вроде идея хорошая, но как только мы начнем применять ее в реальности, положение может стать катастрофическим: если в небольшом городе или в селе химия почти никому не нужна, то ее там в старших классах нигде и не будет; учитель химии или будет искать себе другую работу, или работать в пяти школах одновременно, а все школьники, живущие в этом регионе, никогда не смогут стать врачами, потому что вступительный экзамен по химии в медицинских вузах никуда не делся. А это значит, что и врачей там со временем не будет, потому что из крупного города никто в глубинку работать не поедет.
Сама по себе хорошая идея о выборе и профилировании может привести к слому системы, которая еще хоть как-то работает.
Другой пример: есть вполне разумная идея ввести три направления обучения математике. Она основывается на том, что половина школьников не усваивает практически ничего из программы 10–11-го класса, и по здравом размышлении, что бессмысленно учить человека логарифмам или интегралам, если он не понимает, что такое проценты и не умеет складывать десятичные дроби. Поэтому вместо того, чтобы в десятом классе его якобы учить логарифмам, надо еще раз пройти с ним базовую программу. Но есть страшная опасность, что теперь в большинстве школ только это и будут делать. Как этого избежать, я не знаю.
...Возможно, лет тридцать назад ситуация была намного проще, потому что школа была гораздо более закрытой. Начальство говорило: вот вам программы, закажите учебники, работайте. Время от времени оно приезжало в школу, и это были какие-то плановые встречи, семинары, к ним готовились, часто это было по-советски показушно, иногда хорошо и полезно, но жизнь в школе зависела от коллектива, а не от начальства. А теперь в силу электронного оборота, ускорившейся жизни, постоянных перемен такое ощущение, что школа — это система, зависящая от каких-то анонимных сил. Кто-то чего-то решил, кто-то прислал бумагу, что надо срочно сделать что-то неожиданное. Эта постоянная ситуация потока перемен «разной степени тяжести» держит учителя, но особенно завуча и директора в постоянном напряжении: не упустил ли чего-нибудь, не поменяли ли снова какие-нибудь правила?
...Насколько я могу судить по разговорам с коллегами, сейчас практически ни у кого нет чувства, что учитель и начальство над ним — это люди одной команды, делающие одно дело. Похоже, что и у начальства нет такого чувства. Нынешнее образовательное начальство — это люди деловые, энергичные, люди, повидавшие мир и хорошо знакомые с образованием в других странах. И когда они со своими новыми, часто заемными идеями обращаются к «учительской массе», то картина бывает похожа на общение либерального барина с недоверчивым крестьянином, как у Толстого в «Анне Карениной».
Начальство-барин говорит новые и интересные слова: «компетенции», «индивидуальные образовательные траектории», «деятельностный подход»… А учителя слушают и про себя думают: и чем все это нам грозит? Начальство, видя, что многое неладно в современной школе, призывает к решительным переменам, красиво задуманным в высоких кабинетах, и чувствует в ответ тихое сопротивление и саботаж. Причины такого саботажа понятны, мы об этом уже говорили: пожилой возраст и измотанность учительского корпуса, также неорганичность или неопробованность предлагаемых идей.
Эта пропасть между «образовательным начальством» и «образовательным народом» мне кажется очень опасной..."
Полный текст: http://www.novayagazeta.ru/society/65522.html |
>>половина школьников не усваивает практически ничего из программы 10–11-го класса
большинство ничего не усваивает из программы 4-5 класса))
Ибо школа это не образование, а профанация образования..
Профанация, потому что все ученики знают, что их переведут в следующий класс в любом случае, так как это выгодно всем, и учителям тоже. Тоже самое было и с выпускными зкзаменами. Как в спектакле театра кукол Образцова - какое образование? Никакого, пиши среднее. Отсюда отсутствие в нынешних школах второгодников. Мне кажется это один из отрицательных моментов обязательного всеобщего среднего.
Насчет порочности системы и пр. возражений нет, но поясните в чем на ваш взгляд выгода учителей? У меня жена - педагог. Ее трясет от необходимости переводить двоечников в следующий класс.
Трясет вероятно (смею предположить) потому что она понимает, что с такими знаниями о переводе не может быть и речи, но не перевести она не может, потому что это влияет на множество показателей, по которым оценивается работа школы и возможно, как следствие, зарплата учителей(точно не скажу). Очень ей сочувствую.
Ваше предположение абсолютно верно, и дело тут не в зарплате, а в поговорке "Учитель - это диагноз". Поэтому мне и резанула глаз ваша мысль про выгодность подобной системы для учителей.
Спасибо за наводку. Подсуну жене - она как раз в школе преподает. Похоже рассуждает.
Поклон жене! Меня больше чем на 2 года не хватило, хотя я в старших классах учительствовал.
Из воспоминаний детства - в конце 50-х была масса людей с рабочими профессиями, которые не имели даже 7-летнего образования (тогда были семилетки). У нас в доме перекладывал печь печник, имевший 3 класса, но очень ценившийся как мастер. Вывод можно сделать самим.
Вообще всеобщее среднее, если оценивать его не сиюминутно, а с момента его введения, постепенно и чем дальше, тем больше сводится к вручению аттестата по достижении 17 лет за то что ребенок просто более-менее регулярно появляется в школе. И вот тут зарождаются нехорошие мысли - а может не надо всеобщего, а сделать все как раньше, все по честному? с переводными экзаменами, с второгодниками, если второгодник за 2 года не одолел переводные экзамены - получи справку, что закончил столько то классов. Но система образования должна быть перестроена так,чтобы могли получать при этом рабочие профессии.
Мыслей сейчас очень много и не только у меня и вас. Для меня самой верной за последнее время выглядит мысль директора ФМЛ239 (если вам это ничего не говорит, потратьте 5 минут на гугление - это скажет вам больше, чем любые мои похвалы) Максима Пратусевича. Дословно не помню, но суть в том, что школа устала от реформ и желательно несколько лет ничего не менять.
| From: | (Anonymous) |
| Date: |
October 14th, 2014 - 10:42 am |
|
|
|
|
(Link) |
|
Не реформы, просто заменить формулировку всеобщее обязательное среднее на общедоступное бесплатное среднее (что нибудь примерно так).
Мне эта фамилия ничего не говорит, я не из Питера. Но как в 80-е в СССР говорили - они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем. Вот похожая обстановка складывается в средней школе.
|
|