Русская Идея - Post a comment

About Post a comment
Уважение к частностямSeptember 7th, 2020 - 06:47 pm


Сначала пример. Исключительно уважаемый многими В.В. Яковлев, директор "Кубаньжелдормаш", относящийся к своему заводу с фанатичной преданностью и любовью, выписал из Германии огромную раковину. Он её на крутом немецком заводе углядел. Где вообще всё было с иголочки.
Она была целиком из матовой шлифованной нержавейки, а изящные хромированные смесители управлялись с помощью колена. Стоила как космический корабль.

Установили её в цех, построенный ещё при царе Горохе. При этом канализационную трубу подвели самую дешёвую, из серого пластика. Она сразу бросалась в глаза. И водопроводные трубы были тоже из простенького пластика. Непосредственно рядом, слева, был высоковольтный щиток.
Обо всём этом написал в Фейсбуке их блогер, чрезвычайно талантливый автор.

Конечно, мне показалось, что под такую раковину просится хромированный сифон.
Среди читателей их блога очень много технарей. И в комментариях написали интересую фразу. Воспроизведу её целиком:
"Вся конструкция выглядит ровно настолько, насколько выглядит самая дешёвая её часть"
И ещё потом нашёл:
"Скорость эскадры в океане определится скоростью самого медленного корабля"
И ещё:
"Ток в наборе батарей будет равен току самой слабой батареи".

Думается, в таких комментариях отражён очень европейский подход. Именно поэтому на Западе туалеты под стать всему зданию. Потому что туалет, как место для приёма нечистот и смывания грязи, всегда тяготеет к тому, чтобы быть "самой дешёвой" частью здания.

Качеством и чистотой туалета, казалось бы, можно пренебречь. Однако, исходя из указанного принципа, на Западе этим не пренебрегают. Потому что там ценят человека, а следовательно, уважают и его физиологические потребности. Ведь хороший туалет - и есть проявление уважения к отдельному человеку.

На Востоке не так. Там любят пустить пыль в глаза. Там качество, вообще восприятие всей конструкции зависит от самой дорогой её части. На мелочи внимания не принято обращать. Поэтому у нас даже в богатых военных НИИ туалеты были плохие и засранные. Это никому не было нужно.

Потому что уважения к простому человеку у нас нет. Главное - целое, и даже не столько оно, сколько самая "бохатая" его часть.

Именно поэтому у нас жили в говне, но золотили маковки церквей. Эти маковки как бы отвлекали внимание от окружающей грязи. Данная деталь весьма показательна, она присуща нашей культовой архитектуре вовсе не случайно.
По той же причине у нас для руководства всегда и везде был отдельный, чистый и зачастую роскошный туалет.

Важно и показательно, что с этим, в общем, никто никогда не спорил: "начальству положено". Оно и есть самая "бохатая" часть общества. Которая бросается в глаза. И на которой держится всё.

Власть, и всё, с нею связанное - как бы "лицо" общества. И в России. И везде на Востоке.

По той же причине у нас купец выходил утром на улицу и истово крестился на все окружающие церкви. А потом смертным боем бил прислуживающих мальчиков в лавке.

Поэтому у нас соблюдение ритуала всегда ставили выше сущности самой религии. Ведь ритуал на виду, а религия - как её потрогаешь? Как измеришь? Религия - это серьёзное, внутреннее, результат длительных душевных усилий. Русский человек любит, чтобы всё достигалось легко. Как бы мановением волшебной палочки. Оно и понятно - при выживании не до европейской щепетильности и пунктуальности.

До сих пор большинство наших сограждан свято верят, что коренные изменения в обществе происходят с заменой лидера на "правильного и справедливого", который "проведёт правильные реформы". А эта замена, в свою очередь, достигается не кропотливым трудом по созданию параллельной вертикали власти и низовых партийных ячеек, не длительным просвещением общества, но беспорядочным хождением масс по улицам. Мол, "если на улицы выйдет миллион - всё изменится".

Всё это ягоды с одного поля - что в политике, что в религии.
А ежели не той рукой свечку в церкви передал - сразу с тобой всё понятно.
Ты, главное, форму соблюдай. По форме будь как все.

Очень интересно пишет об этом Георгий Федотов:
"Мировоззрение русского человека упростилось до крайности; даже по сравнению со средневековьем.... Он не рассуждает, он принимает на веру несколько догматов, на которых держится его нравственная и общественная жизнь. Но даже в религии есть нечто для него более важное, чем догмат. Обряд, периодическая повторяемость узаконенных жестов, поклонов, словесных формул связывают живую жизнь...
Христианство ... превращается все более в религию священной материи: икон, мощей, святой воды, ладана, просвир и куличей. Диететика питания становится в центре религиозной жизни. Это ритуализм, но ритуализм страшно требовательный и морально эффективный...
...моральная тяжесть принимает черты антихристианские: беспощадности к падшим и раздавленным, жестокости к ослабевшим и провинившимся. «Москва слезам не верит»..."

Что же до самого православия, его так называемого "соборного сознания", то оценивает оно себя не по примитивному обрядоверию прихожан, не по низовой религиозности, почти неразличимой от язычества, но по эффектному и броскому подвигу святых. "Вот, мол, какие мы! Это и есть мы на самом деле". Ну, и ещё по эффектности богослужения, громкости хора и богатым облачениям архиереев. Восторгаются: "какая благодатная служба была!"
Помилосердствуйте! Вы такие, каков самый слабый элемент вашей системы.

Ещё примеры. Во все времена хорошо снабжали Москву. Ведь столица всегда бросается в глаза. Как лучшая часть страны, её, так сказать, "лицо". Здесь всё должно быть красиво, эффектно и "бохато". За счёт пренебрежения провинцией, разумеется. Рассказывают, что в некоторых городах-миллионниках даже мороженого не было.
Все соседние области ездили в Москву за колбасой, всякой снедью и дефицитным ширпотребом.

И это так вовсе не из-за недостатка финансирования. А потому, что на Святой Руси, как и везде Востоке, уважения к отдельной личности нет.

Выражусь точнее: вообще нет уважения к частностям. Что в отдельной конструкции, что в целом здании, что в обществе. Главное - самое ценное и "бохатое", что сразу бросается в глаза. Чем можно похвалиться перед другими.

Что до неуважение к отдельной личности - оно есть лишь частный случай этого верхоглядства, то есть тотального пренебрежения отдельными элементами.

По этой же причине у нас бизнесмен, заработав первые деньги, не вкладывает их в дело, но покупает роскошный, не соответствующий его постоянным доходам автомобиль (в 90-е многие даже начинали с этого).
Он знает: его будут уважать прежде всего не за успешный бизнес, не за пунктуальность и порядочность в делах, но за "крутую тачку". За богатый выезд. А эффективностью бизнеса можно и пренебречь. Главное - выглядеть.

Так на Руси всегда было. Когда Путина сопровождает огромный кортеж - это точно такая же демонстрация мощи, и одновременно - пускание пыли в глаза.
Потому что никакие мы не мощные. Мы лишь кажемся мощными. Хотим выглядеть таковыми. Мощь системы складывается из мощи каждого её элемента. Иначе он рискует оказаться тем самым "слабым звеном". С которого и начнётся будущий крах целого.

Русскому важнее выглядеть, чем быть. Это наша национальная особенность. И это одна из причин, почему мы любим копировать Запад. Не хватает ума понять, что стать им мы не сможем. А выглядеть - сколько угодно. У очень многих одно воспринимается равным другому.

И встречают у нас всегда по одёжке. Это каждая женщина подтвердит.
И все смотрят, кто как одет. В метро только и зыркают по сторонам.
И даже посмеются над тем, кто одет неправильно.
Как же! Не соблюл форму...

Восток ужасающе поверхностен.

Вот поэтому у нас всегда ценили всякие выдающиеся достижения, которые прославляли страну на весь свет, и совсем не думали о конкретных людях (включая создателей тех самых достижений).

Простым людям важнее то, чем они могли бы гордиться. И это отнюдь не уважение к ним и к закону. В системе выживания места уважению и самоуважению нет. И честь для русского человека - лишнее бремя.

Потому что честь - есть внутреннее, требующее постоянных усилий, а мы привыкли жить внешним. И достигать всего влёгкую. Кавалерийским наскоком.
Ничто так не раздражает русского человека, как немецкая педантичность, методичность и аккуратность.

Что такое, в сущности, закон? Это и есть "мелочь", то самое внимание к частностям и деталям. Наши понятия справедливости, а равно "телефонное право", которыми руководствуются суды - проявление точно такого же нежелания учитывать невыразительные, не бьющие в глаза, неэффектные мелочи. Почему судья чаще всего утверждает то решение, которое вынесли сыщики, не особо вникая в суть дела? По той же причине.

Вспомним, сколько денег угрохали на последнюю Олимпиаду. Можно было промышленность по всей стране поднять. Или науку. Обеспечить работой значительную часть населения. Сделать тот самый рывок.
Всё это предпочли обменять на разовую показуху. Многие возвысили голос против? Эффектной Олимпиаде рукоплескали все. Мол, самая лучшая во все времена.

Рывок - это не про нас. Наш удел - показуха.

В том же рассуждении Георгий Федотов пишет о любви русского человека к красоте. Не могу с ним согласиться. Можно говорить лишь о любви к броскости, внешней эффектности, блеску. Красота, гармония, вкус - это, скорее, про итальянцев.

У русских людей вкуса никогда не было. Не обязательно упоминать о бездарной, хаотичной планировке городов и даже современных коттеджных посёлков. Не обязательно упоминать о нелепом дизайне наших автомобилей. Не нужно даже упоминать об ужасающей архитектуре новопостроенного парка развлечений.

Вспомним другое. Маленькие потемневшие иконы в тяжеленных, аляповатых позолоченных окладах. Церковные алтари, где иконы теряются среди блестящих завитков, идущих до потолка. Сплошная позолота - это цыганщина, мещанство, movais tone. Какой тут вкус?

Да, всё это поражает воображение. И, в общем, призвано его поразить. Чтобы зрители восхитились: "Мы не знали, на небе ли мы, или на земле". Но вкус ли это?

Показуха - наше второе имя. И это вовсе не из подобострастного отношения к начальству. Напротив: данное отношение вторично от любви русского к эффектно-внешнему. А оно уже переносится на власть. Нам приятно любоваться всесилием и роскошью вельможи. Нам приятно из года в год смотреть стройные военные парады с устаревшей техникой. Тут тебе и мощь (на самом деле - видимость мощи). Тут тебе и столь милый русскому сердцу строй.

Что компенсирует такая любовь? Бог весть. А вот настоящих народных праздников, где все могли бы подурачиться и повеселиться всласть - как не было, так и нет. В обществе даже не муссируется эта проблема. И даже в образованных кругах. Хотя блестящие рассуждения Бахтина о необходимости периодических дней антиповедения, о карнавальной культуре все давно прочитали.
Потребности простых тружеников суть мелочь. Мы любим всё выдающееся, великое. То ли дело полёт на Марс! Или новый авианосец... Достиг - и уже считаешь себя "не хуже других". Именно в этом (по сути дела, женском) страхе - быть хуже других - и кроется источник проблемы. Этот страх связан с ценностями выживания. О них я рассуждал в другом месте.

Сколько в Москве вбухивается денег в отделку мрамором подземных переходов, а улиц - всё новой и новой плиткой. Та же самая пыль в глаза.

Важно, что никто не протестует. Что у нас в столице сплошной мрамор и вообще блистательная жизнь, а в сёлах закрывают последние школы и медпункты. И везде непролазная грязь. Одна из причин деградации жизненно важного для нашей страны сельского уклада. Он оказался точно такой же несущественной деталью - отчего и пал в борьбе за "светлое будущее", которую вели большевики.

Психологически, внутренним своим укладом Россия не живёт в XXI столетии. Не надо обманывать себя! Мы живём веке, так, XVI-XVII.
А XXI век с его достижениями - это не про нас. Это про страны, которые умеют развиваться самостоятельно.

И туалеты в провинции у нас по прежнему обшарпанные и грязные. Даже в центральных больницах. Потому что всех это устраивает. Показуха важнее. Например, отремонтированный фасад. Или красивая благоустроенная пешеходная зона в центре города. Чтобы было "прямо как в Европе". Чтобы все смотрели и радовались. И забывали о грязи на окраинах и во дворах.

Есть показное и лицевое, оно главное. И есть исподнее, и оно совершенно не важно. Мелочь, частности, которыми можно пренебречь.

Это азиатское невнимание к частностям и любовь к броскому характеризует нас всех.

P.S. А на фото - туалет вовсе не в нашей провинции. Где-то в Азии. Но у нас при вокзале в Сергиевом Посаде, духовном центре всего СССР, был точно такой же. Иностранцы выходили с перекошенными лицами: "But it's impossible!" Самолично наблюдал.
Reply to this:(Read Comments)
From:
(will be screened)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Username:
Password:
Subject:
No HTML allowed in subject
Message:



Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting.
Top of Page Powered by LJ.Rossia.org