Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kroopkin ([info]kroopkin)
@ 2009-04-19 22:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Экономика: Капитал – 5: К теории бабла - 1
web stats script

Продолжение очерка теории капитала. Начало - _1_, _2_, _3_ , _4_. Начнем с цитаты:


Бабло в российском понимании этого слова - это отнюдь не «деньги» в классическом западном понимании этого слова. Это и не «капитал», в экономическом смысле (в чём-то это даже антипод «капитала»). Это нечто иное, своего рода гибрид того, что на Западе называют «деньги», «власть», «влияние», «доступ к управлению» и «коррупция».

То есть. Сами по себе денежные бумажки или счета в банке не являются Тем Самым Баблом. Например, деньги лоха - это просто деньги, их можно отнять. Бабло - это деньги, которые Сами Себя Защищают.

Об этом можно говорить долго, поясню на простом примере. Например, к человеку, у которого есть три штуки грина, может приебаться мент, подбросить ему два грамма, и его деньги перейдут в руки мента и его начальства. Но если это не деньги, а Бабло, то у человека есть нужные знакомства где надо, и несколько звонков решат дело. Платить никому не придётся.

Знакомые, вестимо, «коррумпированы» (с точки зрения западной системы представлений). С нашей же - в знакомых вложены деньги, чтобы те деньги, которые у тебя остались, были пересчитаны в Бабло. Это как конвертация валют: потеряв на обмене, мы приобретаем деньги другого уровня надёжности.

Или, скажем, нужно открыть бизнесок. Как это сделать? Опять же, идти к чиновникам и ментам и платить им деньги, причём ещё надо иметь доступ к этим чиновникам и ментам, а за доступ тоже надо платить, и ещё надо знать, кому платить за этот доступ, и за это знание тоже нужно платить, не обязательно деньгами, но платить-то точно нужно… Но если ты просто нашёл на улицу пачку денег, ты не сможешь открыть бизнесок. У тебя их просто отберут, ведь это просто деньги, а не Бабло.

Из этого вытекает определение Бабла. Это Деньги, Признанные Властью. Это выражение имеет два значение: «деньги, признанные теми, кто у власти, за настоящие деньги», и «деньги, имеющие власть, деньги, власть которых признаётся». Оба значения правильные. Их единство и образует концепт Бабла.

Признают деньги Баблом обычно «тоже за деньги», а точнее - за Бабло. «Надо иметь Бабло, чтобы сделать Бабло», это алхимический принцип «чтобы сделать золото, надо иметь золото». Зато все остальные деньги - которые «просто деньги» - считаются «законной добычей первого встречного».

Интересно, что Бабло по своим свойствам противоположно «капиталу». Например, вкладывать Бабло в «производство» - как бы невозможно, даже кощунственно. Это всё равно что печь топить ассигнациями, да ещё и доменную. Это дикость, варварство. Бабло дадено людям не для грязной экономической работы, оно для наслаждения, для звуков сладких и молитв для статусного потребления и только для него одного. Тут оба слова важны - «статусное» и «потребление», только это ценно. Тратить драгоценный сок Бабла на что-то другое - уродство какое-то, это просто не лезет в мировоззрение.


Действительно, что такое капитал? Как я уже то обсуждал, под капиталом классики современной западной экономической мысли обычно понимают имущественный комплекс, который дает доход (см., например, работу: Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. 594с.). При этом капитал логически отделен от земли, от труда, от предпринимательской способности – других независимо выделяемых производственных факторов. Анализ данного понимания дает важный для дальнейшего момент: под капиталом в западном интеллектуальном мэйнстриме обычно понимается материальная и инфраструктурная составляющие действующих бизнесов, а именно их клиенты, поставщики, комплектующие на складах и в операциях, оборудование, технологии, управленческие бизнес-процессы, маркетинговые стратегии, НИОКРы, требования к квалификации сотрудников, и все прочее такое. В частности бизнес в принципе не отделим от своего рынка сбыта. И, при этом, он прекрасно отделяется от государства, т.е. функционирование бизнеса не должно зависеть от качества внешних по отношению к нему социальных мест, занимаемых его владельцами, управленцами и бенефициарами. (Внешние по отношению к бизнесу места – это те места, которые существуют независимо от того, существует ли бизнес, или нет. Понятно, что каждый бизнес порождает свои собственные социальные места, качество которых определяется целиком данным.)


Включение в рассмотрение данного нюанса действительно позволяет вычленить в экономической сфере общества ряд доходных активностей, которые могут существовать лишь при поддержке «людей с положением», т.е. внешние социальные места являются ключевой частью их доходной схемы. Для подчеркивания данной разницы заимствует к г-на Крылова (см. цитату выше) категорию «бабло», согласившись с ним, что отнюдь не капитал лежит в основе подобных деятельностей по извлечению дохода, а именно что специфический сплав денег и «правильных» социальных мест основных ее участников и бенефициаров.


Исторический анализ показывает, что бабло развивалось в мире паралелльно капиталу. При этом если развитие капитала было связано именно что с развитием производительных сил общества, и концентрировалось в ремесленных и торговых низах, то развитие бабла было связано главным образом с обслуживанием финансовых нужд верхов. Именно оборот бабла может быть распознан в качестве основы деятельности средневековых откупщиков налогов, поскольку без поддержки силовой составляющей государства такая деятельность не могла бы осуществляться. Сюда же примыкает деятельность кондотьеров – руководителей отрядов наемников, а также крупных ростовщиков. В Современности бабло лежит в основе многих мафиозных «бизнесов», как в чистом виде (рекет, разрешение конфликтов), так и в форме значительной примеси к капиталу (проституция, торговля наркотиками). И успешность многих хедж-фондов, инвестировавших в развивающиеся страны, часто определялась не капиталом, а именно что баблом: в кризисных ситуациях приходил МВФ и давал стране деньги, обязывая ее расплатиться с данными «инвесторами».


При этом очевидно, что при наличии в какой-либо рыночной нише бабла капитал уже не может там конкурентно функционировать. Поскольку угнетаемые силовой составляющей бабла независимые бизнесы вынуждены либо искать себе соответствующую «крышу», либо уходить с рынка. В свете этого приходит понимание одного из невербализованных в современной теории законов капитализма: капитализм не совместим с баблом, причем победить бабло он может только политическими методами. Демонстрацией этого закона является то, что одним из трендов Современности является всяческое устранение бабла из легальных сфер жизни – в развитых странах считается хорошим тоном не «пачкать» капитал связью с баблом. Бизнес-активность социальных агентов обычно отделена от государства, и функционирование экономических агентов в главной своей части осуществляется независимо от государственной власти, которая обычно делается ответственной лишь за поддержание общих правил игры в экономической сфере общества. Все формы извлечения доходов с использованием насилия преследуются уголовно. Также под уголовное законодательство подпадают нелегализованные законом преференции, и даже использование в экономических целях имеющейся у людей инсайдерской информации. И по отношению к данному тренду российская трансформация опять же оказывается архаизацией: доля бабла оказывается существенной в экономической сфере общества, причем в части крупных российских бизнесов капитал практически полностью заменен баблом, образуя такое специфическое российское образование, как Система элитного обеспечения.