Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет krylov ([info]krylov)
@ 2009-03-29 17:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
банальное: "Система"
Что такое «Система» - в том специфическом смысле слова, которое вкладывают в него борцы с таковой?

Формально говоря, совокупность доминирующих общественных институтов. Даже не так – доминирующая совокупность институтов. Сейчас это бюрократия, местная и международная, крупный бизнес, особенно транснациональный, научное сообщество, подвязанное под те же дела, индустрия «моды и брендов», в том числе интеллектуальных, а также – last not least – обывательская масса, которая своей пассивностью и конформизмом все эти институты поддерживает (особенно пресловутый «средний класс», который борцы с Системой не любят именно за это).

Понятно, что доминировать могли бы быть и другие институты. Например, связка «король - церковь – аристократия – суды» (такое бывало). Или «армия – тайная полиция – оргпреступность» (бывают и такие порядки). Или ещё что-то – вариантов много.

Возникает, однако, вопрос – а за что эту самую Систему так не любят? Неужели за один тот факт, что она, сволочь, доминирует?

«Я ненавижу вас только за то, что вы правите», как говорил честертоновский герой. На что всегда можно ответить - «мелко, Хоботов».

Если послушать борцов с Системой, они скажут нам что-то вроде – «Система давит, душит». Которые поумнее, выдадут что-нибудь типа – «это нечеловеческая сила, угрожающая свободе». Или ещё более радикально – «Система состоит из людей, но обладает собственной волей, и эта воля направлена против людей».

Тут возникают совсем другие образы. Например, Голем у Лазарчука. Или киношная Матрица – клетками которой являются, прошу заметить, именно люди (потому что думает она именно ими, а не компьютерными программами – это даже из фильма понятно), но воля которой – держать людей в состоянии клеток, то есть в рабстве. Или ещё что-нибудь не менее ужасное.

Допустим, дело в этом. Возникает вопрос – а как это происходит на практике? Что именно Система делает со своими клетками? Нет, не так – как она вообще делает человека своей клеткой?

Вопрос, между прочим, вполне практический. Вот был приличный человек, добрый и хороший. Пошёл на государственную службу. Подрос на ней до какого-нибудь средней руки начальника. И, глядишь, подписывает решения, от которых последняя шерсть на голове дыбом встаёт. Причём, что характерно, не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав. Впрочем, если иметь доступ к телу и попытаться задать прямой вопрос – «как это ты, Лексей Андреич, миллион старушек в картофелечистку отправил» или «зачем ты, Владимир Анатольич, кемскую область туркам отдал» выдаёт на голубом глазу что-то вроде – «ты, брателло, не понимаешь, как оно всё устроено», или там «выбора не было, кому-то нужно было принять ответственное решение».

И не нужно думать, что они врут. Они и в самом деле НЕ ВИДЯТ, а как тут ещё можно было поступить. «Не было других решений». Решений ЧЕГО – то есть в чём на самом деле состоит поставленная задача – они тоже, как правило, не видят. Даже если для постороннего наблюдателя задача прямо-таки очевидна. Но нет – «вы не понимаете, вы не допущены к рычагам, там всё очень сложно и не для всех».

Из этого следует вывод. Судя по всему, Система – образование прежде всего ментальное. Голем живёт между головами.

Что происходит с человеком, попавшем в ментальное поле Голема? С его точки зрения, он получает знания о реальности, узнаёт «истинную природу мира». Это знание даёт ему определённые возможности, так что он им дорожит. С другой стороны, он за это платит, и платит очень дорогой ценой: в обмен на знание о том, «как всё устроено», он перестаёт видеть альтернативы. То есть ему становится ну абсолютно очевидно, что устройство мира безальтернативно. «По-другому просто нельзя, ну нельзя и всё тут». Всякое представление об альтернативах – даже если они перед глазами – вызывает презрительное отторжение. «Вы просто не понимаете, иначе тут просто никак». «Страна такая, народ такой, отрасль такая, у нас уникальная специфика, тут обязательно нужно миллион старушек в картофелечистку и кемскую область туркам, ну просто никак без этого».

Разумеется, оно не всегда сбалансировано. Отдельные «люди Системы» сохраняют в себе способность видения иных возможностей. Как правило, таких система вытесняет либо на хорошо оплачиваемую периферию (в какие-нибудь «советники»), либо за её пределы – в диссиденты. Иные же, едва прикоснувшись к её таинствам, тут же теряют всякую способность к этому видению и превращаются в ходячие органчики, поющие славу любой мерзости начальства, кнуту и самовластью (или анархии и беспределу, если Системе в данный момент угодно поддержать именно это). И, наконец, пресловутые «лояльные обыватели» могут быть определены как люди, совсем не знающие, как оно всё работает, но уже уверенные, что по-другому оно работать не может.

И, ясен перец, все люди, имеющие доступ к сколько-нибудь значимым узлам и рычагам, должны быть полностью переварены Системой. Полностью и до конца, до дна души. Это условие допуска к рычагу – полное НЕВИДЕНИЕ каких-либо вариантов существования, кроме Голема и его самосохранения любой ценой.

Поэтому, кстати, любую сложившуюся Систему возглавляют люди, скажем так, не блещущие умом. Звериная хитрость – это пожалуйста, подлость и коварство – сколько угодно. Ум – нет. Потому что Система не может допустить даже тени возможности, что человек может нанести вред Системе.

Психологически это переживается как полная сорастворёность Системе. «Государство это Я», как сказал один известный исторический персонаж. Эту фразу часто понимают неправильно: неглупый человек во главе государства понимал дело не так, что он может этим государством крутить и воротить как угодно, а так, что он является органом этого самого государства, и в принципе не может им не быть. Даже если он – «глава», а государство – «тело»: ну что может голова умыслить против тела?

Собственно, Пелевин это и описал в «Empire V». У человека отрезают голову и подращивают к позвоночнику Системы. Чтоб уж «и мысли не было рыпнуться». Не намерения даже – а самого представления, что рыпнуться вообще можно. Путь только один и он очень узок. «Ой-ой, доска кончается, сейчас я упаду».

)(


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Что такое «Система»
[info]alien_lv@lj
2009-03-29 12:17 (ссылка)
В начале текста речь идет вроде о государственной системе вообще.
Потом начинается описание функционеров именно путинской системы.
Возникает ощущение, что произошла непроизвольная подмена понятий. Следовательно, и обсуждение вопроса будет втуне уходить в зазор между двух ошибочно отождествленных предикатов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

А где иначе?
[info]karpion@lj
2009-03-30 12:40 (ссылка)
Думаете, в администрации Клинтона, принявшей решение бомбить Сербию, что-то сильно иначе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А где иначе?
[info]alien_lv@lj
2009-03-30 17:36 (ссылка)
В огороде бузина, а в Вашингтоне Клинтон.
Не пытайтесь оправдать путинщину, кивая на США. Там вообще негров мучают - вон, одного даже президентом избрали в разгар кризиса...

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -