Идентичность |
[10 May 2005|02:49am] |
Из чего состоит сознание - не только человеческое, а любое? Во-первых, из базовых эмоций: страха, зависти, ненависти и и тоски (скуки/отчаяния). Это основа сознания как такового. Далее, в сознании заложен набор конкретизаций базовых эмоций (набор страхов, набор предметов желания и набор объектов ненависти), а также способы справляться с базовыми эмоциями. Чем сложнее устроено сознание, тем сложнее и изощрённее эти способы.
Обратимся сначала к страху. Страх - это всегда страх потерять своё. Предельным случаем "своего" является жизнь, понимаемая как способность владеть. Живой может что-то иметь, хотя бы самого себя - мёртвый не имеет ничего, даже самого себя[1].
Таким образом, первичный, придонный слой сознания - это набор угроз. Всякая угроза сводится к угрозе потери жизни[2]. Соответственно, способы избежать или преодолеть угрозу - ну хотя бы память об их успешном преодолении - составляет первичный скелет сознания.
Это и есть идентичность, "самость", "личность", "субъектность" и всё такое.
Идентичность - совокупность ответов на определённый набор угроз. Набор угроз и определяет идентичность. Причём когда угрозы исчезают, идентичность остаётся. Это память о прошлых угрозах. Причём чем серьёзнее были угрозы, тем более стойкой и более важной является та часть идентичности, которая содержит воспоминание об их преодолении.
Таким образом, костяк идентичности – это "выжившее": она даётся в смертельном переживании и является воспоминанием о смерти. Если его не было, нет и идентичности.
Это относится и к "коллективным субъектам". Поэтому Гегеля и его рассуждения о народной (читай - тотальной) войне как источнике национального духа мы тут излагать не будем. Равно как и останавливаться на роли национальных катастроф в становлении нации. Это-то всё понятно. Равно как и роль мифологической надстройки над этими переживаниями.
Интересно, однако, вот что: сможет ли Катастрофа 1991-20?? годов стать основой идентичности русской политической нации? В общем, да - если, конечно, найдётся достойный ответ на гайдаромор. Именно этот ответ, а не Катастрофа как таковая, и будет "основой жизни нашей".
[1] Поэтому примитивные похороны есть попытка сохранить за мертвецом хотя бы его тело (пусть разрушающееся, гниющее, но, по крайней мере, защищённое от каннибальских покушений) и некоторые вещи. Вместо притягивающей силы жизни, оживляющей тело и позволяющей ему держать в руках свои вещи, они теперь охраняются силой табу, отталкивающей это тело и эти вещи от живых и тем самым создающей некое подобие жизни. Частная собственность, кстати, произошла именно от собственности мёртвых - через механизм "наследования".
[2] Включая угрозу потери имущества. "Неважно, что выбирать, жизнь или кошелёк, ибо без кошелька всё равно смерть" (с).
)(
|
|
"вера ног" и "вера рук" |
[10 May 2005|03:09am] |
Вера в "историческую необходимость" чувственно оформляется как вера в НОГИ. Всё время разговоры о "победительном ходе истории", о "шагах социализма" (или "к коммунизму"), вообще о шагах, ходе, поступи, триумфальном шествии и пр.
Напротив того, "либерализм" всех мастей верует в РУКИ. Главная рука - это Невидимая Рука Рынка, но за ней следует масса других рук - голосующих, например, или рук женщин, которые "тоже могут", руки пожимаемые ("бесконечная рука электората") и проч.
То есть это разница между идеями перемещения и манипуляции.
)(
|
|
неоконы |
[10 May 2005|11:03am] |
Интересно, что современные американские неоконы являются "третьей стадией развития" по сравнению с традиционными "правыми" и "левыми".
А именно: это правые, овладевшие "левыми" технологиями и даже левыми идеологиями (как технологиями), включая самую главную мечту всех левых - всемирную бескровную и демократическую Революцию. Более того, они, судя по всему, научились делать Aufheben[1] любых левых технологий вообще[2].
На чём политика "прекращает течение своё". Ибо это надолго.
[1] Я обычно перевожу это "гегелевское" слово как "оставление" (в обоих смыслах - "оставить" как "уйти от" и как "сохранить", что в немецком слове и имеется в виду). Однако, в американском варианте подошло бы слово с двойным значением "усвоение/копирование".
[2] Впрочем, не нужно забывать, что сама левая идеология была создана путём овладения "легальными политиками" технологий и идеологии маргинального, не-политического мира, включая преступный мир. Левизна - всегда "робингудовщина", попытка использовать наработки социального зла для легальных целей.
|
|
О национальном самосознании |
[10 May 2005|07:34pm] |
Здесь:
Праздники прошли ударно. Гуляли в парке, принимали гостей, пили вино. Братец привел в гости своего финансового директора Хасана. Молодой скромный мальчик в очках. Мы сидели, пили вино и трепались по-англиЦки. Люблю я болтать по-англиЦки с людьми, которые сами толком не могут два слова связать. Хасан рассказывал об армянах, которые живут в Турции и всячески пытался меня убедить в том, что армяно-турецкий конфликт есть ни что иное, как следствие политических игр Франции и Армении, что турки и армяне прекрасно жили вместе и жили бы еще сто лет, если бы их не натравили друг на друга. Возможно, я бы соблюла правила гостеприимства и ничего не сказал в ответ, но слово конфликт меня как-то покоробило. Конфликтуют соседки на общей кухне, вылавливая мясо из кастрюль друг друга и подсыпая туда соды, а здесь… - Знаешь, Хасан, - ответила я, закуривая, - Я не стану с тобой спорить, это бесполезно. У вас своя правда и история, у нас своя, а у брата моего деда была своя, поэтому он и резал туркам уши и складывал их в хурджин. Большооооой хурджин получился. А Арарат рано или поздно будет наш, вот увидишь. На этом беседы на политические темы закончились. Хасан замялся и мы стали разговаривать о погоде, природе и прочих радостях жизни. Прощаясь, он пожал мне руку и улыбнулся: - Знаешь, мы все очень любим Армена. Он хороший человек. - Любите-любите, но про Арарат не забывайте, ладно? – улыбнулась я в ответ.
Тут главное - что это пишет не какой-нибудь там экстремист, а очень хорошая милая женщина. Но в голове - всё правильно. КАК НАДО там всё выстроено.
Причём это - стандарт. Точно то же самое по тону и смыслу я слышал от всех армян.
)(
|
|