| 1:20p |
Ясенево. Продуктовые трудности. Продуктовые трудности были. Как же без них!
Эти трудности и попытки их преодоления значительно разнообразили жизнь в Ясенево. В частности, способствовали изучению всего района Ясенево, а не только прилегающих к общежитию мест. Довольно быстро в поисках магазинов, где что-то есть, мы стали добираться до самых дальних уголков Ясенева - Соловьиного проезда на севере, проезда Одоевского на юго-западе и улицы Инессы Арманд на юго-востоке. Практическая польза этих путешествий была близка к нулю, это была, скорее, фундаментальная наука, от которой не приходилось ждать сиюминутной выгоды. Но в дальнейшем эта наука продемонстрировала свои плоды.
Поначалу, по осени, продуктовые трудности были не сильно трудными. У нас были запасы.
Про запасы. Несколько позже я видел по телевизору фильм, или даже не видел, а мне кто-то красочно рассказал в лицах, - про итальянскую журналистку, которая выясняла, как же люди в России могут жить на 10-20 долларов в месяц. Итальянская журналистка говорила, что долго не могла понять, а потом поняла - "Запасы! У них у всех есть запасы!" В понимании итальянской журналистки "запасы" - это было нечто мистическое, оно бралось ниоткуда и прирастало само собой.
На самом деле, конечно, пополнение запасов требовало усилий, ну и определённой удачливости. Удачливость иногда присутствовала, иногда нет.
Так, очень удачно мы однажды нарвались в большом пустом овощном магазине на банки яблочного повидла. Казахского производства, с надписью "Алма павидласы". Банок этих в магазине было столь много, что мы наведывались туда в течение недели, и они там всё ещё были, потом всё-таки кончились. "Алма павидласов" нам хватило где-то до января.
Также удачным приобретением оказался "Плов старицкий" - белые пакеты со смесью сушёного риса, микрокусочков мяса и чего-то острого, типа аджики. "Плов старицкий" нужно было употреблять дозированно по причине его жгучести. По этой же причине его запасов хватило надолго.
Неудачной оказалась покупка "Ветчины в оболочке". Мы с Олегом нарвались на неё в магазинчике, симметричном нашему сельпо относительно оси симметрии Ясенева. (Осью симметрии Ясенева является воображаемая линия, проходящая посередине между Тарусской и Ясногорской улицами.) Давали по 500 грамм в руки, долго и тщательно взвешивая, отрезая кусочки и добавляя обрезки, чтоб получалось ровно 500 грамм. Через пару часов мы с Олегом достояли и приобрели килограмм ветчины. Ветчина ощутимо пахла тухлостью. В принципе, это чуялось уже и пока мы стояли в очереди, но решили, что как-нибудь мы её сготовим, чтоб было съедобно. Пробную порцию решили обжарить. Мелко порезанная и тщательно пережаренная ветчина сохраняла подозрительный запах, но притерпеться было можно. Оставшееся количество ветчины разлагалось довольно быстрыми темпами - холодильника у нас не было, а чтоб хранить на балконе - морозы ещё не наступили. Пришлось выбросить.
Средне-удачной следует признать покупку двух килограммов брынзы. Брынза была солонющая, поэтому не портилась. Но очень быстро засохла. По этой причине уже не использовалась как самостоятельная еда, а только как закуска к пиву. Очень хорошая закуска – лежала себе в тазике на балконе, выходишь на балкон, отколупываешь кусочек, заодно обозреваешь пространство двора..
Довольно быстро мы научились готовить всякие каши – манную, рисовую, даже пшенную, а также кашу из крупы «Артек». Утренние кухонные запахи стали напоминать о детсадовских временах. Но с января 92-го наступили трудности с молоком. Само молоко никуда не исчезло, его ежедневно завозили в наш молочный магазин, но изменилось поведение ясеневских бабушек. Они стали занимать очередь до открытия магазина, всё ранее и ранее, и, в конце концов, уже с вечера. Организовали дежурство, запись. Мы, понятное дело, в этом безумии не участвовали и шансов купить молока не имели. Ну, разве что случайно. Зато никакие продовольственные кризисы не влияли на работу мороженных киосков – мороженое там было, зимой особым спросом не пользовалось. Додумавшись, что мороженое это то же молоко, да ещё и сразу с сахаром, мы стали варить кашу на мороженом (слегка нужно было разбавлять водой, чтоб не приторно было).
Некоторое время, но довольно короткое, такая же ситуация, как и с молоком, была с хлебом – очередь из бабушек ожидала привоза хлеба и затем в несколько минут его разметала. Но с хлебом полегче – его можно было купить и в университете или случайно где-нибудь по пути. Один раз в выходные всё-таки получилось так, что хлеба не было, и настроения пускаться за хлебом в дальний поход тоже не было. И тут нас выручила газета «Оптималист Подмосковья». Газету «Оптималист Подмосковья» привозил Костик из Красногорска. Очень смешная была газета, посвящённая здоровому образу жизни, очищению организма, учению Порфирия Иванова и т.п. И вот в газете одной из читательниц был помещён рецепт самодельного бездрожжевого хлеба. В хлебе ведь главное что? Чтобы были пузырьки пустоты, тогда это хлеб, а не просто лепёшка из теста. В обычном хлебе пузырьки создаёт газ, испускаемый дрожжами. А читательница предлагала использовать уже готовый газ, который имеется в газированной воде – то есть, замешивать тесто на минералке. Идея была заманчивой и мы попробовали. Минералку я купил в аптеке, замесили тесто, испекли в духовке несколько лепёшек. Действительно получился некий хлеб, похожий на лаваш. Но акция осталась одноразовой. Всё-таки хлопотно это было с нашей электрической плитой и духовкой. Да и ажиотаж в отношении хлеба быстро прошёл.
Про электрическую плиту. Видимо в целях минимизации пожароопасности электрические плиты в общежитии были отрегулированы так, что работали только на одном режиме – самого слабого и медленного разогрева. Чтобы конфорка раскочегарилась до нужной температуры, надо было ждать около часа. Поэтому, скажем, чтобы утром попить чаю, кто-то должен был встать часиков в шесть и поставить чайник. А дальше можно ещё досыпать. Никакого графика на это не составлялось, дело добровольное. Олег потом, вспоминая Ясенево, говорил: «Проснёшься, думаешь, вот надо чайник идти поставить, уговоришь себя в конце концов. Приходишь на кухню – а его уже Гоша гад поставил.» |