"Моралисты, убейте себя об стену!" "Российские думцы продолжают наступление на права молодежи. На очереди — законопроект «о надлежащем воспитании», ужесточающий ответственность для «недобросовестных» родителей и педагогов, и санкционирующий введение религиозных предметов в школьные программы. Как обычно, авторы законопроекта пытаются объяснить свою инициативу самыми благими намерениями. Так, в пояснительной записке к проекту отмечается, что «В действующем законе „Об образовании“… закрепляется обезличенная норма о любви к родине, а не к России как стране проживания ребенка, и отсутствуют какие-либо нормы, гарантирующие воспитание детей в российских школах на основе отечественных традиций, этики и культуры поведения».
Соответственно, «надлежащим» надлежит считать «воспитание, основанное на уважении к родителям, к России, её истории, традициям и культуре, к Конституции РФ и законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами».
На первый взгляд, все это выглядит слащаво, бессмысленно, но не страшно. Пока не узнаешь о средствах, которые избрали депутаты для насаждения «свободы, равенства, дружбы и терпимости». Что предлагается?
Ввести в образовательные программы «основы православной, христианской, мусульманской, буддистской или иудаистской культуры». Давайте задумаемся, что это будет означать на практике. Прежде всего, бросается в глаза ущемление прав атеистов, сторонников «нетрадиционных» конфессий или просто нерелигиозных людей. Уважение к культуре своей страны демагогически увязывается с принятием той ли иной религиозной традиции (в том, что «основы» будут представлять собой именно пропаганду религии, а не её нейтральное изучение, сомнений нет). Также очевидно и то, что мировоззренческому самоопределению личности новый закон противопоставляет её авторитарное программирование: ты «надлежаще» воспитан, если принимаешь «отечественные традиции, этику и культуру поведения». Критическое восприятие предписанных норм — признак ущербности и асоциальности.
Другая опасность заключается в том, что впервые за всю послереволюционную историю России в образование вносится принцип этнической сегрегации. Даже если допустить, что принцип выборности религиозных предметов будет неукоснительно проводиться на практике (что весьма сомнительно — вряд ли где-нибудь на Вологодчине найдется достаточное число специалистов по основам иудейской, буддийской или исламской культур), раскол школьных коллективов по признаку вероисповедания лишь спровоцирует конфликты. Наше общество пронизано расизмом. Разумеется, заражена им и школа. Любой педагог знает, насколько агрессивной может быть детская среда по отношению к «иным». Да и многие учителя отнюдь не дают своим воспитанникам примеров политкорректности. И вот — «в целях борьбы с нетерпимостью» — нам предлагают ещё более подчеркнуть различия между большинством и меньшинствами уже на школьной скамье. Остается только нашить на школьную форму звезды Давида, кресты и полумесяцы — во имя мира, свободы, равенства и справедливости.
Введение «основ» ставит крест (в прямом и переносном смысле) на конституционном принципе светскости образования. Более того, оно грозит превратить нашу страну в подобие штата Алабама середины прошлого века. Легко себе представить диалог между родителями ученика и директором «воцерковленной» школы: «Не желаете изучать ОПК? Ну, так мы вас не держим — забирайте документы и ищите себе школу с мусульманским (иудейским, буддийским) уклоном! А ещё лучше — езжайте-ка к себе в Чуркистан. У нас тут исконно православный регион, и вам тут не место!». Ведь нельзя же любить родину «обезличенно». У нее должно быть лицо: «традиционное» и расово полноценное, без всяких там пирсингов, крашеных челок и сомнительной формы носов!
«Что такое воспитание?» — над этим вопросом не одно столетие билась педагогическая теория. Авторы законопроекта одним махом разрубают этот гордиев узел:
«Воспитание — целенаправленный и непрерывный процесс воздействия на физическое, психическое и духовно-нравственное развитие ребенка, направленный на подготовку его к самостоятельной жизни и заключающийся в привитии ребенку навыков поведения, соответствующего духовно-нравственным ценностям и интересам российского общества». Ещё лет пять назад студентам педагогических ВУЗов объясняли, что подобный («субъект-объектный») подход устарел, что «педагогика воздействий» — это наследие авторитарной советской системы образования. Теперь, когда мода на либерализм окончательно канула в Лету, видеть в ребенке объект для духовно-нравственной дрессуры уже не зазорно. «Воздействовать, целенаправленно и непрерывно, на мозги этих гнусных маленьких поганцев, прививать им навыки, соответствующие нашим ценностям и интересам» — такова единственная задача школы с точки зрения правящих элит. Запомним это.
«Кто такой „ребенок“?» — и на этот вопрос у наших законодателей есть ответ: «лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)». Неважно, что психология и педагогика считают иначе (одна из общепринятых классификаций, одобренная симпозиумом АПН СССР ещё в 1965 году ограничивает детство периодом от рождения до 11–12 лет, подростковый возраст — 12–13 — 15–16, а юношество — 16–17 — 20–21 годами). Грудной младенец и 17-летний парень или девушка в нашей стране одинаково бесправны. По-видимому, это и имелось в виду под «идеалами свободы, равенства и справедливости».
Думские моралисты не были бы сами собой, если бы не предусмотрели в своем проекте целый ряд наказаний для родителей и должностных лиц за «ненадлежащее» воспитание. Вот небольшой реестр:
«Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обеспечению права на образование или защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, в том числе
нарушение установленных законом правил пребывания несовершеннолетних в общественных местах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей… в размере от 1000 до 2500 рублей»
( Read more... )«Воздействовать, целенаправленно и непрерывно» на мозги детей легче, чем воздействовать на социальные условия, в которых они растут. Педагогически насиловать подрастающее поколение приятней и безопасней, чем бороться с нищетой. Признай вы истинные причины, истинных виновников социальных зол, вам оставалось бы лишь свести счеты с жизнью. Лучшее, что вы могли бы сделать для России и российской молодежи — это убить себя об стену, не дожидаясь, пока это сделает сам народ."
http://www.socialism.ru/article/discussion/moralists-kill-himself-on-the-wallНашлось тут:
http://community.livejournal.com/anarchism_ru/809322.htmlВот так. А я то думал, что главной задачей воспитания является помощь в формировании общегуманистической шкалы ценностей, интереса к жизни, поиску самореализации...
Вместо того, чтобы вкладывать средства в образование, культурный досуг и педагогическую науку, государством ХХI века (!) предлагается поповщина, сегрегация и штрафы для родителей.
Полностью согласен с последним абзацем статьи!