"Обыкновенный нацизм" 
В минувшую пятницу, 8 апреля, в Москве между станциями метро «Новые Черемушки» и «Калужская» мужчина несколько раз выстрелил из травматического пистолета в 38-летнего гражданина Таджикистана Сулаймона Саидова. Тот в тяжелом состоянии был доставлен в больницу.
Подробности - в материале «АП».
ПО словам двоюродного брата Сулаймона, Дилшода Саидова, вечером в пятницу, 8 апреля, Сулаймон Саидов ехал с работы домой, до станции метро «Теплый Стан». С ним был его девятнадцатилетний племянник Мухамаджон Хакимов, который недавно приехал в Москву из Таджикистана. Сулаймон живет в Москве уже более 13 лет, работает строителем, как и большинство его родственников, с которыми он снимает небольшую квартиру. Работа позволяет Сулаймону кормить его четверых детей.
На этот раз поездка в метро вылилась в трагедию.
Российский Комитет «Гражданское содействие», который взял на себя правовую защиту пострадавшего, опубликовал на своем сайте рассказ родных Сулаймона Саидова, ставших свидетелями этого происшествия и последовавших за ним действий милиции и врачей.
Все началось вполне буднично. На «Профсоюзной» в вагон ввалился пьяный немолодой мужчина. Он сразу нашел глазами девятнадцатилетнего Мухаммаджона, направился к нему, приблизился вплотную, стал толкать и кричать: «Ты кто такой?! Ты откуда?! Что тут делаешь?!» Мухаммаджон скромно ответил, что он из Таджикистана. Нападавший называл таджикистанцев «черными обезьянами», нецензурно бранился, требовал, чтобы дядя с племянником немедленно вышли из вагона, потому что вагон «только для русских». Мухаммаджон подошел к дяде, пытаясь найти у него защиту. Сулаймон встал, отодвинул испуганного племянника за спину, попытался успокоить: «Человек просто пьяный, не смотри на него, не обращай внимания».
Нападавший, глядя на Сулаймона в упор, сказал: «Через три минуты тебя не будет. Я тебя убью». У Сулаймона, как он рассказывает, не возникло чувства опасности: слишком нелепой казалась угроза немолодого, хилого на вид человека. Даже когда он разглядел в руках нападавшего пистолет, не поверил — думал, игрушка. Однако пистолет был настоящий – травматический, и нападавший начал стрелять.
Он успел выстрелить несколько раз в обоих таджикистанцев. В Мухаммаджона промахнулся, а Сулаймону попал трижды в голову и один раз в живот. С малого расстояния выстрелы были смертельно опасными: одна из пуль вошла в глаз и повредила склеру, вторая оставила большую рану на черепе.
Сулаймон в состоянии шока начал вырывать пистолет из рук нападавшего, и ему это удалось. Тут двери вагона открылись, и они оба оказались на платформе станции «Калужская». По утверждению полиции, в вагоне камеры видеонаблюдения не было. А на камерах метро происходившее выглядит как драка. Подбежавшая полиция задержала того, у кого оказался в руках пистолет - Сулаймона. Его скрутили, вырвали оружие, заломили руки за спину. Только когда люди вокруг стали кричать, что он - жертва, Сулаймона отпустили.
Нападавший успел уйти. Но задержали его очень скоро. Им оказался 58-летний Сергей Царев, которого неделю назад уже задерживали на этой же станции метро.
В это же время в одном из кабинетов давали показания родственники потерпевшего. Самого Сулаймона почти сразу увезли на скорой — ранения были настолько серьезными, что врачи опасались за его жизнь.
Вскоре к месту событий приехал двоюродный брат Сулаймона Дилшод Саидов, хорошо говорящий по-русски. В это время капитан полиции Ильинский опрашивал родственников и свидетелей, составлял протокол. Дилшод помогал ему как переводчик Мухаммаджона. Но когда Ильинский зачитал протокол опроса, то Дильшод был поражен тем, насколько он не соответствует показаниям Мухаммаджона. Началась работа над протоколом, Дилшод выверял фразу за фразой. По тексту получалось так, что Мухаммаджон раздразнил пассажира, с которым потом подрался Сулаймон.
«Как будто Мухаммаджон сам спровоцировал нападавшего только тем фактом, что вообще существует! — возмущается Дилшод. — Мне пришлось бороться за каждое слово в показаниях, только на это ушло два часа! На меня тоже попытались «наехать» - говорят, ты кто такой вообще, давай тебя проверим. Только это мне не страшно, у меня все в порядке с документами. Да, эта ночь в полиции была просто ужасной».
Но самое главное, что врачи скорой быстро увезли Сулаймона в Первую городскую больницу, где ему сразу же сделали операцию. Благодаря оперативности и профессионализму врачей Сулаймон остался жив.
Также его семья благодарна девушке-свидетельнице, которая пошла с ними в полицию и до конца оставалась там. Обменяться номерами телефонов им, к сожалению, не удалось: полиция зорко следила, чтобы общение было невозможным.
Сейчас прогнозы врачей оптимистичны — хотя вмятина на темени существенная, но мозг не задет, Сулаймон все прекрасно помнит, у него нет проблем с речью. Больше всего опасаются за глаз, но надеются, что, несмотря на повреждение склеры, его получится сохранить.
Как рассказал «АП» Дилшод Саидов, возможно, придется сделать еще одну операцию на глаз, более дорогостоящую. Но пока, по словам Дилшода, денег ни у кого они не просили.
«Подождем результатов обследований, а там решим. Хочу заранее выразить благодарность нейрохирургу Николаеву Дмитрию Александровичу и глазному врачу Шиловой Ирине Васильевне за их работу», - говорит он.
Комитет «Гражданское содействие» планирует объявить сбор средств для помощи Сулаймону, когда станут известны подробности и у родственников на руках появятся медицинские документы.
«Родители Сулаймона не знают о случившемся: у них гипертония, и мы решили не говорить им об этом», - отметил Дилшод...
МЕЖДУ тем Сергей Царев на два месяца взят под предварительный арест. В отношении него возбуждено уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса России (покушение на убийство).
Однако Дилшод Саидов отмечает: «Мы настаиваем на возбуждении дела по статье 115 УК РФ, в которой говорится о ненависти на национальной почве».
«В Следственном комитете все хотят разыграть так, как будто оружие было применено в результате драки. Но это не так. На самом деле все произошло на национальной почве. Поэтому мы настаиваем на том, чтобы было возбуждено дело именно из-за неприязни на национальной почве», - отметил он.
Комитет «Гражданское содействие» выступает в деле на стороне потерпевшего Сулаймона Саидова. Представлять интересы потерпевшего будет адвокат Сети «Миграция и право» ПЦ «Мемориал» Филипп Шишов.
«Для правильной квалификации произошедшего крайне важно, чтобы наш юрист как можно скорее начал работать, – говорит Марина Лексина – руководитель проекта помощи жертвам преступлений на почве ненависти. — Потому что у нас уже сейчас есть основания предполагать, что нападавшего попытаются оправдать, выставив Сулаймона активным участником конфликта. Насколько мы поняли из рассказа Сулаймона, это нападение было мотивировано только ксенофобией. Это была прямая агрессия, которую нападавший сопровождал соответствующими высказываниями».
Ненависть, «спущенная» сверху
КСЕНОФОБСКИЕ настроения среди граждан России – явление нередкое. Однако, как показывает практика, всплеск подобного негатива в обществе проявляется не регулярно...
«Я живу в России уже около 15 лет, - рассказывает бывший учитель истории, душанбинец Рустам Азизов. – Работаю комендантом общежития, денег хватает. Разное приходилось видеть и слышать по поводу неприязни местного населения к приезжим мигрантам, особенно гражданам Центральной Азии. Конечно, не все россияне относятся враждебно к нам. В любом народе найдутся отморозки, невоспитанные личности. За время своего пребывания в России я нашел две причины этого явления. Почему так происходит?
Тут одна из главных причин – непохожесть наших граждан на россиян. Мы все еще думаем, что Россия и Центральная Азия – это что-то единое, как-никак жили в одном Союзе. Но в России давно уже забыли про это. Наши трудовые мигранты в большинстве своем не знают русского языка, одеты плохо, делают грязную, трудную работу - в общем, никак не вписываются в российское общество. Бывало не раз – иду я по Москве, одет нормально, документы в порядке. На меня полиция – ноль внимания. И тут же рядом не раз останавливали моих земляков – строителя или дворника. Я, конечно, подходил, интересовался. У одного нет регистрации, другой нормально не может объяснить, что приехал только недавно и еще не успел оформить документы.
Вторая причина и, наверное, главная. За эти годы я заметил, что ксенофобские настроения у россиян поднимаются после выступлений известных политиков, представителей СМИ, во всех существующих проблемах в стране обвиняющих мигрантов. Иногда мигранты используются в политических играх, когда та или иная страна «не слушается» Москвы. Если помните, так было после дела с российскими летчиками, при решении вопросов вокруг российской военной базы в Таджикистане».
Без страховки на жизнь
ПО данным Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ, в настоящее время на территории России проживают порядка 4 миллионов граждан Центральной Азии.
В докладе информационно-аналитического центра «Сова», опубликованном в феврале, сообщается, что от расистского и нацистского насилия в прошлом году в РФ погибли не менее 11 человек и 82 получили ранения. По уровню таких преступлений уже несколько лет лидируют Москва, Московская область и Санкт-Петербург, а нападения в целом произошли в 23 регионах страны. Как правило, жертвами становятся люди, которых нападавшие воспринимают как «этнических чужаков». Основная часть пострадавших – уроженцы Центральной Азии, отмечается в докладе...
http://news.tj/ru/news/obyknovennyi-natsizm