lisbetina - October 26th, 2004 [entries|archive|friends|userinfo]
lisbetina

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

October 26th, 2004

Сверим часы по Камбуровой [Oct. 26th, 2004|07:45 pm]
[Current Music |лишь зеленая карета мчится, мчится в вышине]

Мы не всегда любили Елену Камбурову: в семидесятых годах прошлого века певицу загнали в Тюмень с гастролями, в зале тогда собралось человек десять, причем явно не ее публика. «А уж как я нужна была в Салехарде.., - вздыхает Елена Антоновна. - Но ничего, зато я увидела там замечательных собак».
Она изначально не попсовая и, значит, не популярная. Занозой застряла реплика двадцатилетней давности: кто-то при мне сказал, что Камбурова начинала одновременно с Пугачевой, и где теперь Пугачева (восторг!), а где Камбурова (снисходительный тон). Не без злорадства парирую: ну и где теперь Пугачева? Время уродует талантливых людей, если они позволяют себе вульгарность и пошлость. Елена Камбурова была и остается красивой.
Нынешняя встреча началась в филармонии, на концерте, напомнившем, что запись не заменит живого исполнения. Песня Камбуровой рождается как молитва, сегодня, возможно, она прозвучит глуше, чем в прошлый раз, но другая песня, которая раньше не задевала, разорвет сердце. Мне это кажется чудом: песня за песней, иногда две-три-четыре подряд – дышу ровно, думаю о своем, и вдруг… Хотя есть такие, что всегда трогают, «Зеленая карета», например. Голос печально уговаривает: «спите, спите, медвежата, и ежата, и ребята». Обещает: «В самый тихий, ранний час звон подков разбудит вас». Кончится темное злое время, поет голос, и может быть, все мы, или кто-то из нас, или дети наши проснутся, а «на дворе стоит Весна».
После концерта была пресс-конференция в ресторане «Потаскуй». Хозяева постарались создать неформальную обстановку, угостили, расставили кресла у камина, но как только Камбурова вышла к журналистам, села рядом, заговорила, стало ясно, что приятное обрамление не обязательно, был бы собеседник приятный. В профессиональном общении с людьми искусства, яркими, экспрессивными, забываешь, что интеллигентность так же трудно спрятать, как и сымитировать; некоторые пытаются изображать интеллигентов, если же не удается, делают вид, что и не нужно им такого богатства (Киркоров – крайний случай), и как-то привыкаешь к этому, уговариваешь себя, что интеллигентность – дело десятое. Но Камбурова - камертон.
У нее тоже есть камертон, Булат Окуджава, который не изменял себе даже в заказанных песнях: «Не покупаются, не покупаются доброе имя, талант и любовь». Репертуар Камбуровой начинался с песен Окуджавы и Новеллы Матвеевой, она искренне полагала, что их поэзия найдет отклик у многих слушателей, но столкнулась с отторжением. «Меня обвиняли в сложности и пессимизме». Теперь-то она понимает, что песенки, которые звучали тогда по радио, были милые, особенно по сравнению с сегодняшними. Могла ли Елена Камбурова «прогнуться под изменчивый мир»? Самая большая ее уступка, робкий шаг навстречу популярности – песни для кино. Но тоже, знаете… Романс на стихи Пушкина из «Станционного смотрителя», стихи Юлия Кима и Булата Окуджавы, положенные на музыку Исаака Шварца и Владимира Дашкевича, мало подходят для дискотек и музканалов. Некоторые песни из кино перекочевали в концертные программы. Елена Камбурова рассказала, что романс «Не покидай меня, весна» в фильме «Красавец-мужчина» звучал шаловливо, певица не почувствовала, что это можно исполнить иначе, но однажды ее попросили подпеть актрисе Ольге Остроумовой (в каком-то артистическом междусобойчике, что ли), и Камбурова внезапно открыла, что в словах «не покидай меня, весна, не оставляй меня, надежда» содержится совсем другой смысл, не тот, который открылся в фильме. Романс вошел в репертуар.
Как сохраниться? «Жить по календарю вечного времени». Как не бояться жизни в стране, где идешь в концертный зал, не зная, вернешься ли? «Россия – это моя личная жизнь, есть боль за Россию как за живое дышащее существо, но все равно жизнь каждого человека строится из мелочей. Надо понять: мы сегодня живем. Уезжала из Москвы – Боже, красотища какая, огненно-золотая листва… маленький зритель, который выслушал весь концерт и пришел благодарить… Это мои радости».
Что Камбурова слушает, что читает для души? Почти ничего не читает, слушает французских и польских шансонье, хоровую музыку разных времен, религиозные песнопения. «Это примиряет…». Был период, когда она делала клоунов, похожих на Енгибарова, и раздаривала, ей в ответ тоже дарили клоунов, собралась коллекция. «В клоунаде меня привлекала связь с юродством, в этой профессии, клоунской, возможны тонкости. Енгибаров был романтиком… Человечество вынянчило такое чудо как романтизм, на романтизме построены балет, театр, поэзия, он дарит ощущение, что человек не в быту существует, а над этим». Да, такова Елена Камбурова – парит над бытом. Ее театр музыки и поэзии как заповедник, она знает лишь несколько троп в каменных джунглях, главная из которых ведет к театру. Удивительно, правда? Раз в месяц включает телевизор наугад «а-а-а, все то же, только хуже» - и выключает. В самолете берет газету – и брезгливо откладывает. Легко заподозрить, что это высокомерие, но, взглянув в горячие глаза Камбуровой, я поняла: нет, это жизнь по гамбургскому счету.
Link8 comments|Leave a comment

navigation
[ viewing | October 26th, 2004 ]
[ go | Previous Day|Next Day ]