Терции и катрены's Journal
 
[Most Recent Entries] [Calendar View]

Thursday, September 25th, 2025

    Time Event
    11:00p
    Тысячелетний райх - 124
    Михаил VIII. Я тут царь!

    На церемонии коронации всем, кто окончательно не был лишен мозгов, стало ясно, к чему оно всё идет — Михаил VIII настоял, что он шел впереди Иоанниса IV, да еще молодому царю не надели на голову корону, так что формально получалось, что короновали одного только Палеологоса. Причем сделано сие было без ведома патриарха, которого поставили перед фактом изменения церемонии, чем он был очень недоволен. Арсениос удалился в Магнесию и перестал участвовать в церковной жизни. Однако жопы, как всем известно, не краснеют — из окружения Михаила VIII был пущен слух, что патриарх-де слишком уж дерзко повел себя… с Иоаннисом IV, потому и был отправлен в изгнание. Был даже выбран новый патриарх — Никифорос II, хотя Арсениос с себя полномочиев не слагал.


    Златая монета Михаила VIII

    Такие скандалы портили реноме василевса, который и без того на троне был выскочкой-парвеню. И он решил поднять свой рейтинг самым простым и популярным среди правителей-популистов способом — победоносной войной. Латинская империя скукожилась до размеров Константинополиса с округой (если не считать вассальных владений в Греции и на островах, которые ей практически не подчинялись) и казалась легкой добычей. В 1260 году Михаил VIII переправился с войском во Фракию и осадил бывшую ромейскую столицу. Однако Константинополис таки оставался крупнейшей крепостью в мире, а уморить его осадою пока не удавалось, и пришлось плыть обратно, оставив блокировать годы легкие кавалерийские отряды.

    Султан «части Рума» (оккупанты его поделили на троих сыновей Кейхюсрева II) Рукн ад-дин Кылыч-Арслан II, теснимый мунгалами, явился ко двору Палеологоса и просил подмоги супротив нашествия, напоминая о том, как его отец помог тогда еще беглому и не василевсу Михаилу (см. предыдущую серию). Но тот предпочел отделываться туманными намеками и ничем конкретным не помог, сцыкуя задираться с мунгалищами. В марте 1261 года царь заключил договор о союзе с генуэзянами, которые обещали помочь ему флотом. Летом 1261 года поднял мятеж побежденный недавно (см. предыдущую серию) деспот Эпира Михаил II Комнинос Дукас. Войск под рукою у Михаила VIII особо не было, и он послал кесаря Алексиоса Стратигопулоса всего с 800 всадниками во Фракию, велев присоединять к отряду гарнизоны городов по дороге. По пути командир случайно встретил караван греческих купцов из Константинополиса, от которых узнал, что в столице остался только небольшой гарнизон (войско ушло искать продовольствие), а еще кауфманы клялись показать тайный лаз в храм Пресвятой Б-цы.


    Монета султана Кылыч Арслана II

    Стратигопулос решил, что такой шанс упускать нельзя, и в ночь на 25 июля ромеи тайно вбежали в Константинополис, запалив для пущей паники венетиянский квартал. Император Балдуинус II не смог собрать своих немногочисленных воинов — все в панике бегали по городу, решив, что нагрянуло огромное войско врага. В итоге Балдуинус и его окружение сбежали на корабле, и к утру возбужденные константинополитяне радостно встречали своих освободителей (и радоваться было чему — конец осады означал и окончание голода, вызванного истощением припасов в результате блокады). 14 августа в город через Золотые ворота торжественно вступил Михаил VIII. Он приказал перестроить обветшавшие и сгоревшие кварталы, отремонтировать городские стены, расчистить улицы от мусора. Также были отремонтированы городские гавани. Чтобы несколько затушить порыв латинян отвоевать Константинополис обратно, василевс целые дни проводил в приемах генуэзян, венетиян и прочих «франков», указывая им места для проживания и убеждая, что их интересы после возвращения города грекам не пострадают.

    Итак, ВасилИя Ромеон была восстановлена, и василевс восседал на троне в Константинополисе… Не хватало только вселенского патриарха — Никифорос II умер в феврале 1261 года, а Арсениос Авторианос по-прежнему негодудел в Магнесии. Ему было предложено примириться, прибыть в столицу и обернуться из патриархов Никеи в патриархи Константинополиса. Жаба и гадюка боролись в душе Арсениоса, но земноводное победило — он перебрался в «град Константиносов». Алексиосу Стратигопулосу даровали древнюю романско-ромейскую почесть — в честь него устроили триумф, а его имя поминали в молитвах сразу после имен василевсов. И этот момент Михаил VIII решил выбрать, чтобы совершить еще один подлый ход — устроить свою коронацию «типа как василевс не какой-то там Никеи, уже ромеев». Глупый Арсениос это позволил, не обратив внимания на то, что об Иоаннисе IV никто и не вспомнил…


    Ворота на том месте, где воины Стратигопулоса вошли в город

    Посему Палеологос приказал схватить 10-летнего мальчика и ослепить его, после чего Ласкариса заточили в какой-то крепости на черноморском берегу Вифинии — убивать его надобности не было, по ромейским законам слепой терял права на престол (хотя Исаакиос II, как мы помним, во второй раз престол занять смог — но вместе с сыном, см. предыдущие серии). Слухи об этом быстро распространились, и патриарх тут же отлучил василевса от церкви. В ответ Михаил VIII сослал Арсениоса на один из островов в Пропонтисе (Мраморном море), где тот и умер 30 сентября 1273 года. Однако у него оставалось много сторонников среди священников, которые продолжали игнорировать и василевса, и выбранного по его рекомендации в 1265 году нового патриарха Германоса III — начался так называемый «арсенианский раскол».

    А чтобы устранить любую опасность со стороны семьи Ласкарисов и их адептов, обе оставшиеся незамужними дщери Феодороса II были выданы за не очень-то знатных латинян — Феодора Дукина Ласкарина за Матье де Монса, барона Велигости, а Евдокия Дукина Ласкарина за Гульельмо Пьеро де Вентимилью — с приказом им валить срочно за границы Романии. Правда, оставались еще две дщери, выданные замуж ранее, и они таки могли принесть проблем: Ирини Дукина Ласкарина была супругою болгарского царя Константина Тиха Асена, а Мария Дукина Ласкарина за сына и наследника деспота Эпира Никифороса (см. предыдущие серии). Была и еще одна их незаконнорожденная сестра — Анонима Дукина Ласкарина (имя ее нам неизвестно), жена деспота Видина (это тоже в Болгарии) Якова Светослава., но как бастард не представляла такой уж большой опасности.

    t.me/Tercios_catrenos

    << Previous Day 2025/09/25
    [Calendar]
    Next Day >>

Терции и катрены   About LJ.Rossia.org