Вилья ла революсьон! - 29 В жестокой схватке в какой-то землИ сошлися един на един… (продолжение)Сражение Вильи и Обрегона при Селайе началось 6 апреля 1915 года. «Северная дивизия» наступала тремя колоннами. Через несколько часов завязался ожесточенный бой с бригадой каррансистов в Эль-Гуахе. Несмотря на подкрепление в 1 500 человек и личное присутствие прибывшего Обрегона конституционалисты потерпели поражение и отошли, потеряв до 800 человек убитыми, ранеными и дезертирами. Но следующие атаки на Селаю были отбиты, и засим оный день завершился. Ночью Обрегон перебросил подкрепления с других участков фронта. Вокруг Селаи было много канав и небольших оросительных каналов, которые служили траншеями, обеспечивающими отличное укрытие для обороняющихся. Вдобавок конституционалисты расчистили поля для обстрела из своих пулеметов.

На рассвете 7 апреля атаки конвенционистов начались с западного направления, кавалерийские атаки в лоб следовали одна за другой без перерыва. В 9:00 в некоторых местах на правом фланге обороны каррансисты, израсходовав боеприпасы, стали оставлять свои позиции. Вилья приказал перейти в общую атаку, но ее удалось сдержать, в том числе и переброшенными подкреплениями. Сразу после этого конституционалисты перешли в контрнаступление. Их кавалерия, выдвинутая с тыла, с двух сторон охватила потрепанные войска противника. Генерал Гонсалес, атаковавший с северного фланга, достиг поездов вильистов, на которых они прибыли к полю боя. Несмотря на наличие оросительных каналов, мешавших кавалерии завершить окружение, поражение войск Вильи было полным. Кавалерия конституционалистов еще около 20 км преследовала побежденных, остановившись только в сумерках в Креспо и Эль-Гуахе. Потери «Северной дивизии» составили 558 убитыми и 365 ранеными. Вильисты потеряли 1 800 человек убитыми, 3 000 ранеными и 500 пленными.
Разбитые войска Вильи отошли в Саламанку, чтобы реорганизоваться, получить подкрепление и подготовиться к новой операции. Первые бои при Селае закончилась победой Альваро Обрегона, но сражение не было окончено, так как у его соперника оставались значительные резервы. Готовясь для продолжения сражения, Обрегон приказал своим людям растянуть больше колючей проволоки вдоль потенциальных путей подхода врага и прикрыть препятствия дополнительным пулеметным огнем. Также он спрятал кавалерию (6 000 человек) в качестве резерва в ближайшем лесном массиве.

Утром 13 апреля пехота Вильи, перевезенная поездом, высадилась на станции Креспо, в 8 км от Селаи, в то время как кавалерия продвигалась двумя группами, одна к северу, а другая — к югу от железной дороги; артиллерия следовала за пехотой. Только к 16:00 конвенционисты появились перед траншеями конституционалистов, но бой начали в 18:00, открыв артиллерийский огонь. Панчо Вилья, рассчитывая на быструю победу, не стал окружать Селаю, чтобы перерезать пути доставки снабжения Обрегону. Вечером в темноте бойцы «Северной дивизии» подошли на расстояние 400 м к окопам каррансистов и стали рыть траншеи. Но ночью Вилья отказался от решения начать блокаду и отдал приказ наступать. На рассвете 14 апреля его отряды начали очередные фронтальные атаки, чего и хотел Обрегон. Тактика, которой придерживались конвенционалисты, была такой же, как и в предыдущие дни: яростные лобовые атаки, кавалерийские чарджи, которые отбивались огнем пехоты.
На рассвете 15 апреля Обрегон посоветовался со своими командирами и принял решение начать контрнаступление. Части кавалерии стали выходить с южных окраин Селаи, поддерживая начатую пехотой контратаку. С севера в тыл вильистам ударила спрятанная в лесу основная масса каррансистской конницы. Противники, не ожидавшие контратаки, храбро оборонялись, но были отброшены со станции Креспо в Асьенда-де-лас-Трохес, на север. К 10:00 Вилье удалось остановить отступление, однако часом позже удар по правому флангу привел к катастрофе. Попав под перекрестный огонь, целые части «Северной дивизии» побежали или стали сдаваться в плен. Погибли около 4 000 вильистов, 6 000 попали в плен. Войска конституционалистов захватили всю артиллерию врага (32 орудия) и 5 000 винтовок. Обрегон приказал расстрелять 120 офицеров, захваченных в плен его солдатами.

Это был «конец а где же пистолет» — в войне случился «коренной сталинград». «6 апреля Дьегес в штате Халиско нанес поражение частям Вильи и 18 апреля опять занял столицу штата Гвадалахару. 22 апреля 11 тысяч солдат Дьегеса соединились с армией Обрегона, и теперь объединенные силы конституционалистов насчитывали около 30 тысяч человек. Впервые у Обрегона было численное превосходство над Вильей… Присоединившийся наконец к главным силам Вильи Анхелес считал, что победа над Обрегоном еще возможна. Он предлагал отступить до Торреона, чтобы Обрегон растянул свои линии коммуникации. Там необходимо было измотать каррансистов в оборонительных боях и только после этого перейти в контрнаступление. То есть Анхелес опять настоятельно рекомендовал отказаться на время от наступательной стратегии и применить ту же тактику, что использовал против вильистов сам Обрегон. И опять Вилья не послушался своего главного военного советника»…
t.me/Tercios_catrenos