Азербайджанские персики - 7 И кызылбашизация всей страныАзербайджанские и иранские историки любят спорить о том, кем был шах Исмаил I — азербайджанцем или иранцем. Не вдаваясь в детали, можно согласиться с мнением о том, что хотя он и говорил на «азербайджанском тюркском» (и даже писал на нем стихи), и происходил родом из Ардебиля и его окрестностей, как и большинство его окружения, всё же масштаб его личности и того, что он сделал, выходит далеко за рамки Азербайджана — Исмаил создал новое иранское государство, фактически «ту самую модель» Ирана, которую мы нынче знаем, и потому «он общий». Тем более что в XVI веке о существовании азербайджанской или иранской нации можно говорить только «в исторической пИрИспИктиве».
Опять-таки битвище при Чалдыране (кликабельна)После поражения при Чалдыране падишах отбежал «во глубину ирмнских руд» далеко и надолго. 5 сентября 1514 года Селим I вошел в столицу его государства Тебриз. Однако «предварительно повторилась» история с Москвой в 1812 году — жрать было особо нечего, так что янычары сказали «свое веское ёк» на планы остаться тут на зиму, и пришлось султану возвращаться домой — кызылбаши вошли в «освобожденный» Тебриз. Впрочем, актив у этой войны у османов был, даже два. В том же 1514 году они смогли взять Эрзинджан, а в 1516/1517 году удалось захватить «отрезанный» от основных владений падишаха Диярбакыр, а также на сторону турок переметнулись племена курдов. Для кызылбашей же главным итогом войны с османами стало решение Исмаила начать оснащение своих войск огнестрельным оружием — пушками и ружьями.
Падишах же решил переключить внимание на Грузию — тамошние князьки постоянно ссорились, и кто-то периодически призывал иностранцев себе на помощь. В 1516 году
атабег Самцхе-Саатабаго
Кваркваре III Джакели явился в зимнюю ставку Исмаила I в Нахичевани и просил прогнать отнявшего у него власть дядю
Манучара III Джакели, что и было сделано посланным туда отрядом. В 1517 году Манучар вернулся с турками, но был разбит кызылбашами и «бежал в леса». В 1521 году правитель Шекинского ханства
Хасан-Султан пожаловался на царя Кахети
Левана, который набегал на его владения. Исмаил наслал своих воинов и на него, после чего Леван, а также царь Картли
Давид Х, Кваркваре III и Манучар III явились к падишаху, признали себя его вассалами и обязались плОтить дань.
Леван КахетинскийВесной 1524 года Исмаил двинулся из Нахчевани в Ширван. О причине похода хроники умалчивают. Когда шах достиг Куры, была получена весть о кончине ширваншаха Ибрагима II Шейхшаха. На престол был возведен его сын
Халилулла, муж дщери Исмаила
Перихан-ханум. Тогда шах повернул в сторону Шеки, торжественно встреченный Хасан-Султаном и местной знатью. Исмаил затеял грандиозную охоту в районе между Шеки и Грузией, в которой приняли участие «газии» и шекинская знать. Ha обратном пути из Шеки в Ардебиль Исмаилу сообщили, что Леван вновь с большим войском напал на Шеки, разбил войско аборигенов, Хасан-Султан был убит. Это вызвало гнев шаха Исмаила, и он решил наказать непокорного грузинского царя… но 23 мая 1524 года внезапно скончался в возрасте 36 лет.
«
В управлении государством шах Исмаил делал ставку на кызылбашскую знать, занявшую все ключевые посты. Во многом сефевидское государство было схоже с Ак-Коюнлу, служившим образцом для его основателя. Завоеванные земли распределялись между кызылбашскими племенами, таким образом шах и награждал верных, и обеспечивал порядок на местах. Говоря о том, что столицей государства был Тебриз, нужно понимать, что Исмаил продолжал вести привычный для него кочевой образ жизни, а в столице проводил только зиму, да и то не каждую… Иранцы считали тюрков дикарями, а те, в свою очередь, презирали иранцев как „мягкотелых слабаков“ – тюрки называли себя „людьми меча“, а иранцев „людьми пера“… Для контроля за единством веры и прочими вопросами, связанными с вероисповеданием, Исмаил учредил должность садра, верховного чиновника, ведавшего религиозными делами».
Популярный в онторнетах фейковый портрет Исмаила IУ шаха Исмаила было пять сыновей –
Рустам, умерший в детском возрасте,
Тахмасп (
Тахмасиб), ставший преемником отца,
Сам (
Хусейн Шамлы),
Алгас (
Алхас,
Алхасиб) и
Бахман, и пять дочерей –
Ханым,
Перихан,
Махинбану,
Фирангиз и
Шахзейнаб. «
На пороге смерти шах Исмаил призвал предводителя племени румлу Див-султана и назначил его наставником-атабеком десятилетнего Тахмаспа-мирзы, которому вот-вот предстояло стать шахом. „Я назначаю тебя наставником моего сына шаха Тахмаспа, – сказал Исмаил. – Ты будешь опекать его на протяжении семи полных лет, и потому тебе должны будут повиноваться все начальники и эмиры, суфии и кызылбаши, при условии, что ты будешь благосклонен по отношению к кызылбашам и не станешь притеснять их. После того, как сын мой достигнет возраста восемнадцати лет, не вмешивайся более в его дела и предоставь ему править по его собственной воле и рассуждению“».
Мать нового падишаха
Таджлы-ханум, дщерь наместника Багдада, была женщиной таинственной судьбы. Согласно сведениям османских исторЕГов, после сражения при Чалдыране она попала в плен и стала наложницей Селима I, который «уступил» ее, но уже в качестве жены, одному их своих советников — поэту
Таджизаде Джаферу-челеби. Которого… казнил через год, после чего сведения о его супруге и бывшей падишахине теряются. Но по версии иранских хронистов, она выкупилась из плена, отдав султану свои драгоценности (а сам он у пленной женщины их тупо не отнял — такой паладин света…), и вернулась к мужу… А в 1540 году даже поссорилась с сыном, который услал ее в Шираз, где она в скорости и померла. Как говорится, вам показали драму «Пиф-Паф» — охотник и заяц, кто прав, кто не прав?
t.me/Tercios_catrenos