Музыка? Некоторые люди могут предположить, что я идиот, если в субботу – сижу над двумя проектами, один из которых (а может быть – и оба) не будут сданы в срок, ибо – есть вещи, которые не под силу отдельно взятому человеку, а не целому коллективу? Отнюдь. Рассказывают, что когда-то давно – одного строителя его подмастерья – ударили сперва линейкой в шею, потом – треугольников а грудь, а после – и молотком в лобешник, от чего тот строитель– скончался, но затем – встал из могилы для того, чтобы продолжить свой проект и – выполнил его . Правда, потом он снова помер, а проектируемое здание – сравняли с землей. А Орфей, например - спускался в царство мертвых за своей бабой, что по тем временам - было действее неслыханное, вернулся из преисподней - живым и основал тайное общество, избравшее себе в качестве символа - дельфинов да струнные инструменты. Но сейчас не об этом.

Почему-то мне вспоминается старая музыка. Уже неделю – размышляю о самом явлении звуков и психики приматов. Видимо – по причине того, что близится время виртуального воплощения последнего «альбома» легендарного (в узких кругах) проекта «Выргонтлор». И это, надо полагать, будет последним существующем в мире свидетельством наличия этого проекта. Почему «Выргонтлор»? История эта, поистине, удивительна – когда-то на одной из случайных карт было обнаружено это название. То ли река, толи – место или поселок – уже не известно, а может – это и вовсе было какое-нибудь урочище или капище идолопоклонников Югры. Вошло в обиход, стало – названием проекта, первоначально задумывавшегося как некое юмористическое подобие всех этих глупых и пафосных дарк-эмбиентов, нойсов с исполнителями в респираторах и прочая. Но потом – карта исчезла, точнее – исчезло название. А музыкальный проект – почему-то остался, некоторым – звуки, извлекаемые из пустоты (по преимуществу – в моей голове), даже говорят – нравятся. Долгие поиски в этимологии манси и ханты – привели к тому, что «Выр» - это гора, «лор» - это озеро. Что посередине – не известно до сих пор. Так что пока, «Выргонтлор» - это просто и банально, просто «горное озеро». Может быть, в последствии, когда будут анализироваться все альбомы, и сможем расшифровать истинное название этого образования (4 виртуальных презентации «ритуально-развлекательных композиций» это вам не шутки, таки да)… Ну да ладно – не раньше начала календарного 2011 этим займусь, а пока – предамся ностальгии.
Город – заваливает снегом. Вчерашний циклон, принесший столбы и стены белого, окутал все в ночь с пятницы на субботу – с Венеры на Сатурн (кто-то подписывал свои произведения астрологическим знаками, Хармс, кажется, но не важно), а мне же – в аспекте всего этого белого хаоса вспоминается старый Новосибирск. Когда-то давно именно там, на 10, кажется, этаже , около площади Калинина – я качал, еще в середине 90-х, редкие , по тем временам, песни Dead can dance, слушал их – глядя на заснеженные крыши и пляшущее в случайно, ветром подброшенных в воздух, снежинках, солнце. Белый дым из труб превращался на небе в облака. И мне представлялась какие-то древние, восточные страны, где вместо песка – снег, такие арктические Абиссинии и Офиры. Ага, и вместо верблюдов, наверное – мамонты). Блаженная молодость, наивность и романтичность… Помню, как сейчас – кассетные магнитофоны, «точку» по продаже пристойной музыки на Речном Вокзале все того же Новосибирска. Потом – самопальные записи дискографии Coil… Все течет, все изменяется, и Coil – стал уже менее значим, со смертью фронт-мэна. Всякие там Tool и иже с ними – отошли в прошлое, но что-то остается. Появилась классика, Вагнер, Верди но они – еще более нелепо звучат в Купчино, чем когда-то, в ранней юности, ранняя же Lacrimosa – в деревенском домике (но, прошу заметить – в шаговой доступности от кладбища, так что это почти как русская готика Прохора и Пузо).
Так вот. Если отойти ото всей этой глупой мишуры с брендированием и порчей ерундой – сама музыка, как обычное, пусть и ритмическое, звуковое колебание, представляет собой, как говорил один товарищ, «величайшее проявление искусства, так как она развивается не только в пространстве, но и во времени»(с). Пояснять это, я думаю, смысла нет. Как нет смысла обсуждать, дела упомянутого в начале статьи строителя с его подмастерьями и их потомков, а равно – и действия членов «Ротари-клуба», к которым, как оказалось, относится один товарищи из числа коллег жены, к слову – не самый умный (чего и следовало…). Это – явление иного порядка. Пусть физики, биохимики и иные жрецы – забивают себе голову.
Меня же почему-то заинтересовал вопрос – музыкальной культуры. Не всякие там трансы, блатняки и кабаре. Бог с этим, это все частности. Ведь, по большому счету, Анна-Варни Кантодеа(см фото1) мало чем отличается от Киркоррова(см фото 2).
фото1

фото2

Вопрос – не во внешнем, вопрос – во внутреннем – почему именно музыке сейчас придается такое значение в культуре? Это заговор шутов, атаканамозг звероящеров из Дэвонского периода, происки иллюминатов? Есть ли ответ, так ли прост ответ – не знаю. Вульгата, музыка для черни – была всегда, всегда – была ритуальная музыка, музыка для высших слоев общества. Но и первое, и второе – не более, чем вибрации воздуха, воспринимаемые по каким-то непонятным принципам и законам барабанными перепонками (точнее – принцип то понятен, не ясно – почему такое влияние оказывается на мозг людей, и что – музыка для животных, например, и что – для джиннов или ангелов…). Но это все, опять же, лирика и отступление от главного.

Стоит только посмотреть в ящик с движущимися фигурками, что есть в доме почти что каждого из нас, и можно убедиться, что именно культ развлекательной музыки кабаков 12-19 века – превалирует. Четкий примитивный ритм, понятные слова с отвечающими культурной парадигме образами, задорные или печальные мотивы – рок, поп, какой-нибудь клубняк… Все есть одно и то же – общество менестрелей Меровингов. И не секрет, что "The Beatles" – перлись то Кроули). Действительно, вся система, сам принцип существования современной музыкальной культуры – неразрывно связан с эпохой масс-медиа, и любое проявление музыки – несет на себе отпечаток этого явления. Даже распространение того же «Выргонтлора», который никогда не был, да и не будет, слава богам, коммерческим или чисто – «музыкальные» проектом, ведется через сеть – в сети же и останется. Являясь частью единой системы, «звук» - формирует многое, ведь где-то же говорили, кажется, что «в начале было Слово» - именно звук, предшествовавший материи, а не «слово» как написанное на чем-то внешнем (хотя, тут Слово – не является произнесенным, а скорее относится к чисто эмпирическим категориям, но – может и нет, я не знаю, меня там не было – не запротоколировал…).
Может быть, так оно и есть. Кто его знает. Время покажет – его все меньше. «Блядь, скукожь его обратно»(с) – когда-то было очень популярным. Потом – популярность прошла, но время – продолжает «скукоживаться», по крайней мере – в восприятии современного человека. А менестрели – продолжают петь. Как сирены. Все сирены – вне зависимости от ого, что поется, и действительно – тишина, это лучшая музыка, а все остальное – просто фон, который играет в наушниках моего плеера для того, чтобы отделить часть мира, которую я называю «я», от – другой, которая так не считает и персонифицируется трамваями, метро, городами и прочей совершенно ни к чему не обязывающей ерундой.
Но в целом – нет в этом мире ничего прекраснее , акромя чистого, ничем не замутненного и ни к чему не обязывающего – творчества. Хотя бы и музыкального.
