mamlas - Исторические дети: Павлик Морозов

About Исторические дети: Павлик Морозов

Previous Entry Исторические дети: Павлик МорозовJun. 1st, 2011 @ 04:58 pm Next Entry
Originally posted by [info]mamlas@lj at Исторические дети: Павлик Морозов

В истории было чудесное превращение некоего гонителя христиан Савла в апостола Павла. В советской историографии была метаморфоза, когда из Павла, а точнее Павлика, сделали пионера-героя, а в смутную эпоху пересмотра всех прежних ценностей создали предателя, равного самому Иуде Искариоту. Во всяком случае, имя убитого подростка стало синонимом предательства!

В акте осмотра трупов участковым инспектором милиции Яковом Титовым записано: "Морозов Павел лежал от дороги на расстоянии 10 метров, головою в восточную сторону. На голове надет красный мешок. Павлу был нанесен смертельный удар в брюхо. Второй удар нанесен в грудь около сердца, под каковым находились рассыпанные ягоды клюквы. Около Павла стояла одна корзина, другая отброшена в сторону. Рубашка его в двух местах прорвана, на спине кровяное багровое пятно. Цвет волос — русый, лицо белое, глаза голубые, открыты, рот закрыт".

Разные исследователи согласны в одном, жил на свете такой мальчик, которого убили, и из него пропагандисты слепили образ героя. По этим пунктам у них начинаются расхождения: кто и зачем убил, герой ли убитый подросток, или сын, предавший родного отца. Творцы знаменитого сборника "Вехи", рассуждая о судьбах революции и русской интеллигенции, точно подметили страсть русских оплевывать своих прежних кумиров, которым до того бездумно поклонялись.

История Павлика Морозова наглядно подтверждает это скверное качество вроде бы неглупых людей. После десятилетий славословий, переименования и наименования улиц в его честь, воздвижения памятников — пришла пора помоев и клеветы, разоблачений пропагандистских приемов и создания нового образа — доносчика на отца, предателя. Кажется, Зигмунд Фрейд первым заговорил о существовании в психиатрии так называемой "игры на понижение", когда значительное низводят до уровня мерзости, и "игре на повышение", когда банальное возносят до великого.

Советская пропаганда слепила из Павлика Морозова героя, пионера номер один в СССР. Игра на повышение — таково требование времени. Перестроечная эпоха требовала развенчания и, говоря ленинскими словами, "срывания всех и всяческих масок". Сыграли на понижение — и получили второго Иуду. Причем Иуду без Христа. Выданный властям отец не годился не только во христы, но и на что-то более или менее путное. Непримиримый враг католической церкви Вольтер, который призывал "раздавить гадину!", попов с их обрядами, в минуты просветления говорил, что, если бы Бога не было, его следовало бы выдумать.

Читать дальше ... )

(Leave a comment)
Top of Page Powered by LJ.Rossia.org