poweqqatsi (колдовская жизнь) По сравнению
с первой частью - koyaanisqatsi (разбитая, неправильная жизнь), вторая серия слабенькая. Хотя и режисёр тот же - Годфри Реджио, и композитор тот же - Филипп Гласс.
В первой части были классные съёмки природы с подогнанным масштабом линейных размеров и скорости для лучшего сочетания с ритмом минималистичной музыки. Также там были хорошие съёмки городского отчуждения в повторении, в толпе, в потоке машин, повторении портретов обычных лиц, в нарезке из американских рекламных роликов 80х, в кадрах взрывов и разрушений, которые столь же замечательно ложились на зацикленную и медленно изменяющуюся музыку Гласса. Изображение и музыка гармонировали. Их общим настроением было отчуждение - то, что пытались передать индейским слововм в названии.
Во второй же части небоскрёбы и поезда занимали не самое главное место. Авторы пытались загнать традиционную жизнь - примитивно племенную, крестьянскую в деревнях Азии и Африки, в бедных городах Индии и каких-то мусульманских странах - загнать эту разношёрстную и разноликую жизнь в прокрустово ложе своих концепций, привязать к ней почти механистичную и обезличенную музыку. Оторвать эту жизнь от своего контекста и в виде коллажа впихнуть в чуждое мельтешащее окружение. По сути это была попытка сделать видео в стиле "нью эйдж". В музыке "нью эйдж", на мой взгляд провалился - отрывая музыку от своего контекста, от своего народа, от связанных с ней обычаев, получаем бессмысленную пестроту, картину из налепленных на стену фантиков, постмодернистское обезличивание, обессмысливание, глупый смех над пустотой. Не выдерживает постмодернизм столкновения с традицией - он перестаёт быть смешным, осмысленным и модным. Наружу выходит его глупость, уплощение и упрощение, мусор и бессмыслица. В фильме, кстати, очень много кадров помоек и доходяг. И вся магия традиционного общества в том, что даже грязные оборванцы, живущие в валяющихся бетонных трубах и ковыряющиеся в помойке оказываются выше скурпулёзно и обстоятельно снимающего их постмодерниста и пишушего к этим кадрам музыку известнейшего минималиста. Традиционное общество с кривенькими улочками, косыми стенами, разрисованными окнами, обрядовыми плясками, примитивным и ритуализированным бытом в каждой своей части остаётся со своим особенным лицом, которое неудаётся замазать деятелям безликости.
Во время рекламы, я пощёлкал по каналам, и по М1 или РенТВ заметил какую-то гадость - фильм про дезертиров, аморалов, и прочую хрень, типа разглядывания менструаций в ванне. Так вот, богемный мальчик в одном пиджаке с телепанием своей болтни в кадре вышел из дома и пошёл на помойку за едой, затем он, его гёрлфрендша и приятель съели один полугнилой банан на троих. После этого кадры (из фильма повеккаци) туземца в рубище, идущего босиком с каким-то хворостом за спиной, выглядят как живое дерево (хоть и кривоватое) после засранной помойки.
Я в прошлый раз, после первой части вспоминал, что в части своих фоток пытался достичь того же ощущения. После второй части мне представляется, что чувства выражаемые на фото могут быть разными - можно
омертвлять его - выражать отчуждение, одиночество, скуку и т.п., а можно и
оживлять - вносить жизнь даже в казалось бы неживое, выдеть
лицо людей в их действиях, свершениях, видеть смысл и особость.
PS В следующее воскресение в полночь по ОРТ покажут третью часть 2003 года выпуска - Накойкаци.
PPS Для большей объёмности восприятия стоит ознакомиться со статьями по ссылкам в дописи к
этому моему посту.
Current Mood: Россия, возродись!