Критика марксистского материализма Сам по себе ортодоксальный марксизм сейчас мало кого интересует. Но через эту идеологию в массовое сознание окончательно внедрилась вредная сентенция: «Бытие определяет сознание». На этом базисе построено подавляющее большинство нынешних социальных и политических концепций, что не удивительно, ведь это, по сути, базис обывательского мировоззрения, философии «человека толпы». Если «бытие определяет сознание», то все люди – не более чем приспособленцы к тем или иным спонтанно возникшим ситуациям. «Чей хлеб жую – того и песни пою». «Как листовка, так и я» (с) Егор Летов. Отсюда и знаменитая коммунарская максима «историю делают массы, а не личности», отсюда – гумилевщина, когда расцветы и закаты цивилизаций сводятся к вселенским циклам, вроде «вспышек на солнце» и т.д. А заимствовал Маркс свой тезис, будучи в молодости крайне религиозным, из Библии, постулирующей всеобщую зависимость от божественной воли («рабы божьи»). Убрав бога из своей философии, Маркс тем самым устранил то единственное сознание, которому раввины, попы и муллы все-таки позволяли формировать бытие. В результате получается этакий «человейник», в котором бытие (коллектив, класс и т.д.) первично по отношению к сознанию, т.е. к личности. К чему это привело, хорошо известно: миром правят не великие личности, и даже не великие нации, а абстрактные ценности, навязывающие конкретным, живым людям свои правила игры. Конкретный пример – мировая финансовая система, основанная на махинациях с эфемерными условными ценностями в виде металлических кружочков и бумажных прямоугольников. Кстати, человек, который осознает первичность сознания и вторичность бытия, приобретет огромное преимущество перед окружающими – но эти окружающие, разумеется, тут же сплотятся против него. «Чо, типа, самый умный, да?»
На самом деле, сознание и в самом деле первично по отношению к бытию – для конкретного человека мир существует ровно столько, сколько существует сам человек, его личность, его самосознание. Первичность бытия заставляет человека служить этому бытию – социуму, абстрактной «Истине» или богу, заботиться о том, «что останется на земле после меня». Первичность же сознания порождает желания максимально продлить существование этого сознания, т.к. без него ничто не имеет смысла, и преобразовать бытие в соответствии с этим самым сознанием. Можно даже сказать, что общего «Бытия» для человечества не существует, у каждого – свой мир, свое бытие, воспринимаемые через индивидуальное сознание. Возьмем такое явление, как смерть в бою. Один человек увидит тольо грязь и вывалившиеся внутренности, другой – «бездну героизма». То же самое с болью: обыватель будет ползать на коленях при малейшей угрозе пыток, фанатик – под этими пытками прославлять возможность доказать свою преданность идее. И так – во всем. Сознание определяет бытие и формирует его.
Практические выводы из этой формулировки:
1) Нет ничего в принципе неизменного
2) Жертвовать своими интересами ради чужих – абсурдно
3) Каждый создает свой мир и определяет свое место в нем самостоятельно. Т.е. каждый живет так, как у него хватает смелости пожелать.
4) Исторический процесс – это не борьба масс, и не борьба массы и индивидуума, это всегда борьба личностей, чьи взгляды на мир не совместимы. Борьба сознаний за право определять бытие.
Current Music: М. Матье «Марсельеза»