miecz_kaina

Еще два соединения Сибирской армии

Aug. 17th, 2006 | 03:52 pm
From:: miecz_kaina

Первая Сибирская штурмовая отдельная бригада ("Зеленые гренадеры")

По началу представляла собой 1-й Томский пехотный полк и Томскую добровольческую дружину, которые по прибытии на Уральский фронт были свернуты зимой 1918 года в 1-й отдельный Сибирский штурмовой батальон (приданный 1-му Средне-Сибирскому стрелковому корпусу), а спустя несколько месяцев батальон в феврале-марте 1919 года был развернут до полноценной бригады.

Состав бригады:

1-й и 2-й Сибирские штурмовые полки
1-й Сибирский штурмовой арт.дивизион (командир - подполковник Страхов)
1-й Сибирский штурмовой кав.дивизион
1-й Сибирский штурмовой инженерный дивизион

Летом 1919 года бригада переименована в Егерскую и кроме того, получила статус личного конвоя генерала Пепеляева под своим исконным прозвищем "зеленых гренадеров". В 20-х числах декабря 1919 года зеленые гренадеры под командованием полковника Урбанковского в отличие от пермяков из 16-ой Сибирской Пермской дивизии отказались сдаться и сложить оружие и вели бои с многократно превосходящими силами красных в области Томска и станции Тайга, где все и погибли.


Шестнадцатый Ишимский Сибирский стрелковый полк

Развернут 16 сентября 1918 года из 1-го партизанского офицерского отряда штабс-капитана инженерных войск Николая Николаевича Казагранди (11 пулеметов Льюиса, 10 артиллеристов с одним орудием + 93 снаряда, 130 штыков) под названием 4-го Степного стрелкового полка. Входил в состав 4-ой Сибирской стрелковой дивизии генерала Вержбицкого, но с сентября 1918 по январь 1919 года действовал отдельно от нее. Именно действия этого полка под командованием (почему-то необоснованно забытого талантливого офицера) Казагранди предрешили судьбу Воткинского завода, а также внесли решающий вклад в разгром 7-ой Уральской советской дивизии. В мае 1919 года командиром полка стал капитан Метелев, произведенный затем в полковники.

Штабс-капитан Казагранди, получивший за проявленные успехи, получил звание подполковника и перевод в комдивы 18-й Сибирской стрелковой дивизии, лучшей дивизии Восточного фронта, вернее сказать, она стала таковой после прихода в часть Казагранди, но бесславно разложилось после того, как Казагранди из-за интриг сняли с должности.

Кстати напомнить стоит и тот факт, что отряд Казагранди принимал участие в освобождении Туринска и Ирбита против превосходящих сил красных.

------------

Вот что пишет Кручинин:

20 июля 1918 года красные войска оставили город Тюмень и начали отступать на запад. Красные части Тюменского направления уже не помышляли остановить быстро наступавших чехов, а торопились отвести оставшиеся силы и вывезти материальные запасы и продовольствие. Такая нервозность красного командования объяснялась тем, что 25 июля 1918 года войска полковника С.Н. Войцеховского заняли Екатеринбург, а к узловой станции Богданович с юга выходил смешанный чешско-русский отряд подполковника Панкова. Опасаясь окружения, большевики торопились уйти на север к Егоршино и Алапаевску.



На подходах к Ирбиту

На следующий день после занятия Тюмени части белого Западно-Сибирского отряда выступили из деревни Криводаново, лежащей от города в сорока верстах на восток. На пароходах по рекам Туре, Тоболу и Тавде направился 6-й Степной Сибирский стрелковый полк полковника Киселева, имея своей задачей захват пароходных пристаней Каратунка и находящейся около них железнодорожной станции Тавда. По тракту мимо Тюмени на Туринск, вдоль реки Туры, двинулся партизанский отряд штабс-капитана Н.Н. Казагранди с задачей атаковать и взять город Туринск. Здесь в Туринске полковник Киселев и штабс-капитан Н.Н. Казагранди должны были соединиться и направиться на город Ирбит.
Формирующийся на ходу 6-й Степной Сибирский стрелковый полк состоял из трех стрелковых рот, команды конных разведчиков и хозяйственной части. Всего в строю полка имелось около двухсот бойцов. Подойдя к пристаням, белые заняли их почти без боя, обменявшись всего несколькими выстрелами с красными, поспешившими отойти. В погоню пошла конно-разведывательная команда поручика Волкова, которая и захватила станцию Тавда.


Отсюда 6-й Степной полк двинулся вдоль железной дороги к уездному Туринску - небольшому, захолустному городку Тобольской губернии, насчитывавшему в то время три тысячи жителей. Но первым к Туринску подошел отряд штабс-капитана Н.Н. Казагранди, также имевший около двухсот бойцов. Красные войска, группировавшиеся в городке после отхода из Тавды ("Карательная экспедиция Тобольского направления" П.Д. Хохрякова, продовольственный отряд, отряд мадьяр-интернационалистов и Туринский отряд), насчитывали более тысячи человек. Красные попытались дать отпор, но перед неукротимой энергией штабс-капитана Н.Н. Казагранди и решимостью его бойцов спасовали и обратились в бегство. Было 25 июля 1918 года. 6-й Степной полк подошел к Туринску уже после окончания боя. Здесь, как и было задумано, белые объединились и двинулись на Ирбит.

Ирбит

Знаменитый на всю Россию ярмарочный центр выглядел в конце июля 1918 года унылым и заброшенным, как будто с прекращением
ярмарок из города отлетела его душа. Пустовали не только ярмарочные лавки и павильоны, но казался пустым и весь восьмитысячный город. Горожане прятались и трепетали. Их воображению рисовались ужасы, которые могли последовать при вынужденном бегстве красноармейских банд из Ирбита. Уже два месяца, с 28 мая, Ирбит был на военном положении. С 6 июля в городе властвовал военно-революционный комитет во главе с бывшим сапожником, а ныне председателем уездного комитета РКПб Н.М. Логиновым. Уездная чрезвычайная комиссия во главе с Ершовым и Бобылевым держала в трепете весь город. Вооруженной опорой комитета был коммунистический отряд, состоявший из бывших военнопленных-мадьяр и люмпенского элемента. Состоятельные граждане города были обложены чрезвычайным налогом, и из них были взяты заложники. 26 июля незадолго перед подходом белых бойцов к городу все заложники в числе двадцати двух человек были расстреляны, включая богатейшего ирбитского купца Д. Зязева и его сына. 26-27 июля 1918 года красный гарнизон Ирбита усилился за счет отрядов, отошедших из Туринска. Его численность значительно превышала тысячу человек, имевших несколько десятков пулеметов и по крайней мере четыре артиллерийских орудия.

Освобождение города

Хотя белые и уступали своему противнику в численности более, чем в три раза, их решительные действия и постоянные успехи
создали у большевиков преувеличенное представление об их возможностях. И когда полковник Киселев и штабс-капитан Н.Н. Казагранди приблизились к Ирбиту, эта весть так переполошила красных, что они приступили к немедленной и спешной эвакуации.

Историк белого движения на востоке России поручик Б.Б. Филимонов сообщал, что …наблюдая поспешность сборов красных, их очевидную неуверенность в себе, один из ирбитян поскакал к белым, дабы осветить им обстановку и звать скорее идти в город. Этому жителю, фамилии коего восстановить не удалось, повезло: он быстро и благополучно добрался до белых военачальников. Его доклад был выслушан и вслед затем, отряды были подняты и белые выступили на Ирбит…


Но до сих пор остается открытым вопрос, когда же это произошло?
По заметке Н.Р. Удянского "Освобождение Ирбита", опубликованной в газете "Зауральский Край" 23 августа 1918 года, вступление белых войск в город и их торжественная встреча, несмотря на дождь и грозу, состоялись в 3 часа дня 30 июля 1918 года.
Поручик Б.Б. Филимонов в своей работе "На путях к Уралу. Поход степных полков. Лето 1918 года", изданной в Шанхае в 1934 году, основываясь на воспоминаниях участников белой борьбы, указывает, что красные оставили Ирбит около полудня 28 июля 1918 года.

Примерно, в 11 часов 28 июля большевистские части покинули город и станцию Ирбит, двинувшись на запад в эшелонах по железной дороге, а в 2 часа дня за ними последовал и последний красный бронепоезд (самодельный, состоявший из нескольких платформ с мешками песка на них). Спешка у красных была такова, что председатель Совдепа (видимо председатель исполкома, бывший учитель городского училища, В.К. Бирюков. - А.К.) оставил в своем кабинете секретные бумаги большой ценности. К чести этого председателя должно отметить, что вспомнив о бумагах, он в единственном числе вернулся в оставленный красными город, проехал в помещение Совдепа, взял, что нужно было и…благополучно выбрался назад.


И наконец, авторы книги об Ирбите Я.Л. Герштейн и А.И. Смирных считают, что 29 июля по распоряжению командующего фронтом старого большевика Р.И. Берзина наши оставили город. Не ясно, насколько точна эта дата, но вот с "распоряжением старого большевика" что-то явно не так! Дело в том, что еще 19 июля 1918 года Р.И. Берзин был отрешен наркомом Л.Д. Троцким от командования фронтом за самовольное оставление войск фронта (с 20 июля 3-й армии) в боевой обстановке. До конца июля 1918 года у 3-й армии сменилось несколько командующих.


Вновь обратимся к Б.Б. Филимонову, оставившему нам наиболее подробные сведения о занятии города белыми войсками. Около 14 часов того же дня по улицам Ирбита проскакало несколько всадников с белыми флагами. Они оповещали граждан Ирбита о вступлении в город Сибирских Правительственных войск… Город ожил. На улицах появились сияющие лица. И, когда, спустя некоторое время, в город стали втягиваться немногочисленные подводы с сидящими на них бойцами с бело-зелеными ленточками, они были встречены колокольным звоном и криками "ура"…


Белых была горсть. Они заняли важнейшие точки в городе. Никаких больших частей видно не было. Больше никто не появлялся. "Маловато что-то" - думалось ирбитянам, полагавшим, что и в происходящей борьбе, подобно войне Русско-Германской, на фронте с обеих сторон принимают участие многие и многие десятки тысяч, если не сотни тысяч солдат. На вопросы о том: "есть ли еще войска?" и "много ли их?" бойцы с бело-зелеными ленточками неизменно отвечали, что они только авангард, а что главные силы идут за ними…


Прошло часа три с момента вступления белых в Ирбит и вот, на окраине города запылила новая колонна. Она была также невелика, не больше первой… Опять радостные крики, звон колоколов… Штаб 6-го Степного полка прибыл в город…
После занятия белыми Ирбита офицеры - местные жители организовали комендатуру и человек шестьдесят-семьдесят из них сразу изъявили желание вступить в ряды сибирских войск. Пополнение было необходимо, ведь те четыреста бойцов, которые пришли в город, - это и были все войсковые части белых в данном районе. На следующий день или через день отряд штабс-капитана Н.Н. Казагранди выступил по Верхотурскому тракту на север. К его отряду присоединилось человек тридцать-сорок ирбитчан.
Полковник Киселев со своим 6-м Степным Сибирским стрелковым полком остался в городе, выдвинув на запад авангард под командованием капитана Колесникова. Авангард занял деревню Зайково и повел разведку в сторону Ирбитского завода…

Link | view all comments


Reply

From:
(will be screened)
Identity URL: 
имя пользователя:    
Вы должны предварительно войти в LiveJournal.com
 
E-mail для ответов: 
Вы сможете оставлять комментарии, даже если не введете e-mail.
Но вы не сможете получать уведомления об ответах на ваши комментарии!
Внимание: на указанный адрес будет выслано подтверждение.
Username:
Password:
Subject:
No HTML allowed in subject
Message:



Notice! This user has turned on the option that logs your IP address when posting.