Общество продолжает обсуждать возможные причины
вероломной передачи памятника истории и культуры федерального значения – собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1313 гг.) с не имеющими аналогов псковскими фресками местной религиозной организации – общине Снетогорского монастыря.Фрески этого храма являются
единственным сохранившимся ансамблем настенной храмовой живописи псковской школы, основы которой и были заложены в начале XIV века.
Ответы на вопросы, изложенных в
трех письмах в Москву, могут раскрыть часть нарушений или пробелов в процессе формального и торопливого исполнения федерального законодательства. Эти нарушения будут сейчас судорожно исправляться – задним числом, спешно, с раздражением и глухой ненавистью к тем, кто вступился за памятник.
Очень опасно, что фрески на данный момент не являются самостоятельным объектом культурного наследия, на отдельном государственном учете не состоят, паспорт на них не составлен, то есть с формальной точки зрения объекта культурного наследия не существует.
Росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря беззащитны и физически, и юридически.
Открытым остается ответ на отдельный вопрос о непосредственном поводе, послужившем толчком для этих спешных и тайных действий.
Попытки забрать собор в ведение РПЦ осуществлялись в течение 18 лет, но успешны они оказались именно летом 2012 года.
Почему?
Есть одна версия....
Вопрос на уровне изумления: неужели из-за этих весьма скромных (в масштабе необходимых реставрационных работ) денег федерального бюджета и была запущена вся тайная процедура передачи собора Рождества Богородицы местной религиозной организации, у которой в таком случае появляется возможность получить доступ к использованию целевых средств бюджета?
Очень тревожный вопрос: не приведет ли эта ситуация к пересмотру
чудом и тяжким трудом достигнутого в 2010 году компромисса по Спасо-Преображенскому Собору Мирожского монастыря, когда Росимуществом, администрацией области, Псковским государственным музеем-заповедником и Псковской епархией РПЦ была совместно и гласно, с участием экспертов и общественности выработана формула взаимодействия и сотрудничества?
Сейчас в действующем Спасо-Мирожском монастыре в музейном ведении остаются Спасо-Преображенский собор и ранее входивший в хозяйственный блок монастырских построек домик музейного хранителя, режим свободного доступа граждан в собор сохраняется, почасовой (фактически поминутный) режим доступа и число посетителей полностью регулируются сотрудниками музея.
Молебны в соборе монастырской общиной совершаются 2 раза в год: на Преображение Господне (август) и на день Мирожской Божией матери (Оранты, октябрь). Молебны длятся 40 минут, в них принимает участие до 40 человек.
При этом все верующие, конечно, могут посетить храм как экскурсанты, в общем порядке, беспрепятственно.
Эта цивилизованная и уважительная к памятнику истории и культуры модель взаимодействия,
которой нет и не может быть альтернативы, вполне могла быть реализована и в Снетогорском монастыре, но, очевидно, она не удовлетворила представителей РПЦ.
Так появился иной план и способ действий.
Не пожелает ли теперь Псковская епархия РПЦ пересмотреть условия договора по Мирожскому монастырю и получить Спасо-Преображенский собор? Письма об этом...