Некоторое время назад народ начал сильно удивляться, отчего это в магазинах вдруг начали свободно и в больших количествах продаваться не-ругательные книжки про Сталина, почему на книжных стендах появился Мухин и т.п. Такой внезапный либерализм поражал воображение.
Думаю, сейчас уже очевидно, что это был отвлекающий маневр: народное недовольство направлялось в сторону "советского патриотизма", который, став разрешенным, из оружия оппозиции превратился в нечто беззубое и безопасное. Ах, Сталин был гениальный вождь, его оклеветали, то да се. Все замечательно: только Сталин со всеми его добродетелями и пороками давно в Кремлевской стене, и вопросы возвращения и приумножения советского наследия сейчас несколько неактуальны. "Патриотизм без национализма" работал как обманка: удовлетворял патриотические чувства населения, одновременно уводя от реальных проблем и путей их реального разрешения.
Тогда еще некоторые (кажется, это был
oboguev@lj) предрекали, что следующим номером такого же сорта станет "национализм без национализма".
Мне кажется, что именно это явление в облике "подчеркнуто-православного имперско-византийского национализма", не только разрешенного, но и истово рекламируемого и продвигаемого в массы, нам в ближайшее время предстоит наблюдать.