ng68's Journal
[Most Recent Entries]
[Calendar View]
[Friends View]
Thursday, March 10th, 2011
Time |
Event |
12:07p |
АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ aptsvet@lj. Двухминутка ненависти
...либерализм не является идеологией, разве что мы условимся считать идеологией любое мнение и моральный принцип, включая закон всемирного тяготения и библейские десять заповедей. Основная идея либерализма, как очевидно из самого его названия — личная свобода, и любой его противник должен начинать с объяснения, почему именно он выступает против свободы своих ближних и что предлагает взамен. Идее личной свободы в чистом виде («свободы от»), за пределами любой идеологии («свободы для») посвятил большую часть своего творчества Исайя Берлин, один из ведущих теоретиков либерализма в прошлом столетии, а первым проблему сформулировал Джон Локк, и в дальнейшем ее различные аспекты обсуждали Иммануил Кант, Джон Стюарт Милль и многие другие. От людей, берущихся за обсуждение этой проблемы, ожидаешь знания хотя бы таких первооснов, но, как показывает вышеприведенный пример, нередко ожидаешь напрасно. Человеку с молотком везде мерещатся гвозди, и тот, кто видит мир исключительно сквозь призму идеологии, ничего кроме других идеологий не видит.
На самом деле исходная неидеологичность либерализма явствует хотя бы из того, что на его основе выстраиваются идеологии, порой несовместимые друг с другом — из наиболее известных можно назвать теорию справедливого общества Джона Ролза (допустимая степень свободы при максимальном благосостоянии) и Роберта Нозика (допустимая степень благосостояния при максимальной свободе). Ни одна из них не является «официальной» для либерализма. Более того, недавно скончавшийся американский социолог Дэниэль Белл (пополняющий библиотеку невежества участников дискуссии) отмечал, что капитализм, в отличие от других систем социального устройства, не порождает никакой собственной органической идеологии, но зато те, которые он порождает, большей частью ему враждебны — надо ли напоминать о Марксе с Энгельсом?
Какое же место занимает в этой системе свободный рынок, вызывающий столько нареканий, в т. ч. со стороны номинально либерального OpenSpace? Это элемент, которого из нее не изъять самой художественной фантазии. Если государство, как например в сегодняшней России, в состоянии произвольно лишать человека собственности, оно тем самым обрекает его на полную зависимость от себя, делая его свободу пустым звуком. Монополия на собственность становится и монополией на свободу. Но из того, что тигр полосат, вовсе не следует, что любой полосатый объект является тигром. В России существует, по крайней мере в сравнении с предыдущим режимом, известная свобода предпринимательства, хотя и резко ограниченная коррупцией и чиновничьим произволом. В Китае эта свобода еще шире, чем в России. Но ни Китай, ни тем более Россию назвать либеральными обществами невозможно, это был бы интеллектуальный эквивалент карманного воровства.
Ну и, наконец, какова же судьба художника в либеральном обществе, с чего, собственно, и начался весь ученый спор с отвинченными головами?
|
|