Рауль Валленберг. Работа Марка Сальмана (Санур, Израиль).
Во вторник в Будапеште Хиллари Клинтон и Карл Бильдт торжественно открыли Год Валленберга. В NYT вышла их елейно-юбилейная
статья. Но Вадим Бирштейн и Сьюзан Бергер испортили им малину. На ленте AP в тот же день появилось интервью Бирштейна, суть которого изложена на его
сайте:
A newly released memorandum from the Swedish Foreign Ministry Archive confirms long standing claims that KGB officials acted as early as the Spring of 1991 to stop a review by investigators working for the first International Wallenberg Commission. According to the records, Russian archivist Anatoly Prokopenko informed the Swedish Embassy, Moscow in September 1991 that KGB officials earlier that year had placed a phone call instructing him to stop two independent researchers of the human rights organization "Memorial" from studying documentation directly related to the Raoul Wallenberg case. The researchers in question were Arseny Roginsky, co-founder and current President of Russia's "Memorial" Society, and Dr. Vadim Birstein, a historian and molecular geneticist.Сообщение с ленты AFP.Дабы лишить независимых исследователей Рогинского и Бирштейна доступа к архивным материалам, и была учреждена вторая российско-шведская рабочая группа. Иными словами, как пишет мне Вадим,
Прокопенко официально уведомил шведов в сентябре 1991 г., что КГБ остановило мою и Рогинского работу с личными делами бывших заключенных, связанных с делом Валленберга, после того, как я нашел два новых документа с именем Валленберга и один—с именем Лангфельдера. После этого вторая Шведско-российская комиссия была создана с полным пониманием, что прямого доступа к архивным материалам ФСБ не будет, а ФСБ будет само сообщать об архивных находках в том виде, каком захочет, без допуска независимых исследователей к оригиналам архивных материалам. С тех пор все архивные материалы представлялись в цензурированном виде без возможности сопоставить с нецензурированными оригиналами.Из интервью Прокопенко (бывшего директора Особого архива):
In an interview with the AP on Monday, Prokopenko said the researchers had been euphoric when they found an archive document on Wallenberg's transfer from one Soviet prison to another, sharing their discovery with other members of the commission investigating Wallenberg's fate.That was a mistake, the archivist implied, saying the KGB officers on the panel reacted quickly, warning authorities, and Prokopenko was immediately ordered to bar the researchers' access to the files.
Комментарий Бирштейна:
Интересно, я что, должен был молчать в тряпочку и не сообщать Ги и другим членам комиссии о находках? Конечно, все они были напуганы, когда я опубликовал с Вашей помощью статью о Заключенном номер 7 в Вашей газете. ("Независимой". - В. А.)
В среду Карл Бильд был
вынужден отвечать на неприятные вопросы журналистов. Он заявил, что направляет в Москву Ханса Магнуссона для выяснения ситуации.
Магнуссона я отлично помню. На мою фразу, что ему, по-моему. всегда было плевать на Валленберга, Вадим ответил так:
Магнуссон—большой специалист по cover up и вполне договорится с Христофоровым (начальник архива ФСБ. - В. А.), как быть в этой ситуации. Ведь никто из них не говорит, что заинтересован выяснить, что произошло. А задача Шведско-Российской рабочей группы, как выяснилось, была закрыть дело, а не выяснить судьбу РВ.