Что такое эстонский национализм Обвинение Эстонии в "возрождении нацизма" давно стало в российских СМИ общим местом. Я же в дискуссиях на эту тему обычно предлагаю собеседникам сначала дать определение нацизма, а затем доказать, что теория и практика эстонских властей соответствует этому определению. Навскидку возьмем
определение из Википедии, хоть оно и не идеально:
Ключевые элементы нацистской идеологии:
* Расизм, крайний национализм, социальный дарвинизм, евгеника, нордицизм, расовая гигиена.
* Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие демократии.
* Тоталитаризм, принцип вождизма.
* Идея освобождения своей страны от власти мирового еврейства («белое сопротивление»).
* Идея и политика расширения «жизненного пространства», главным образом за счёт военной экспансии («Lebensraumpolitik»).
И что же? Из всего списка наличествуют только "Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм" :)
Теперь - более интересный вопрос: является ли политика эстонских властей националистической? Смотрим,
что такое национализм:
Национализм — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации, её первичности в государствообразующем процессе... Национализм проповедует не вражду и ненависть к представителям иных наций и народов, но скорее политическую независимость и работу на благо собственного народа.И такое определение, пусть с оговорками, но подходит. Выглядит это примерно так: интересы эстонского народа имеют приоритет перед
национальными интересами любых других народов, представители которых живут в Эстонии, и цель государства - добиться того, чтобы неэстонцы если и не разделяли эти интересы, то хотя бы считались с ними. Общечеловеческие ценности при этом, разумеется, не отвергаются и не оспариваются, фундаментальными свободами обладают все жители страны, но попытка выдать национальные ценности других народов за общечеловеческие абсолютно "не катит".
Ну что ж, для небольшого народа умеренный национализм, активная защита родного языка и настороженное отношение к мультикультурности - это вопрос выживания. Я это понимаю, и меня это, в принципе, не пугает. Благо, государство у нас в частную жизнь не лезет: русские книги из магазинов и библиотек не изымают, дома - более 30 телеканалов на русском, православных храмов в Таллинне не менее шести, и даже большинство объявлений о найме на работу теперь на двух языках.
А теперь, наконец, о самом злободневном: до тех пор, пока защитники Бронзового Солдата будут прямо или косвенно строить свою аргументацию вокруг "плевков в лицо России", "героической роли советского народа" или даже "НАШИХ солдат", "НАШИХ предков" - результат будет нулевым.
Последовательное развитие "общечеловеческой" темы было бы куда перспективнее, но беда в том, что для большинства рьяных защитников памятника эти понятия настолько искусственны, настолько не вяжутся с их предыдущими словами и поступками, что ни в Эстонии, ни в Европе не верят в их искренность. Если в первом предложении утверждается, что памятник изображает эстонского солдата (это действительно так), а уже в третьем эстонцев объявляют неблагодарными вандалами и пособниками Гитлера, то дальше читать нет смысла: слишком короткой оказалась овечья шкура :)
Кросспост в
vivat_estonia@lj