Молдавия: еврокоммунисты-русофобы против румынофилов-русофобов ( Read more... )Антироссийский курс связан с именем убежденного троцкиста и еврокоммуниста Марка Ткачука. Археолог по профессии, сын партийного функционера и главного редактора газеты «Коммунист» Евгения Ткачука, Марк Ткачук еще в первую воронинскую каденцию (2001 – 2005 гг.) сумел стать «серым кардиналом» молдавской политики. Его политические убеждения наиболее характерно проявились в его книге «Nerusskaja идея», основная мысль которой – в том, что «русские азиатские варвары извратили прекрасную европейскую идею коммунизма». «В той ярости, с которой всякий раз нерусская идея докатывается до русского идиотизма, мы наблюдаем частный пример борьбы культуры с собою же, пример самоуничтожения», – пишет Ткачук в своей книге.
По мысли Ткачука, русские из России и русские из Молдовы «представляют собой разные культурные типы, хотя и говорят на одном языке». Его друг и единомышленник, кишиневско-питерский историк Сергей Эрлих, описывая в своей книге «Молдова колдунов» участие российских студентов МГУ в раскопках древнеславянского городища в Молдове, замечает: «Марк Ткачук первым тогда заметил, что самоуверенная серьезность этой «элиты» – безошибочный признак непроходимой тупости».
Эрлих более подробно рассматривает феномен «двух разных типов русской культуры» в своей статье «Русские культуры», опубликованной на сайте небезызвестного идеолога оранжизма Владимира Голышева «На Злобу». По мнению автора, русские и молдаване, родившиеся и сформировавшиеся в постсоветской Молдове, сохранившие русский язык и русскую культуру, сформировали феномен «альтернативной русскости». Дескать, эти люди, в отличие от русских, выросших в России, не страдают «московитским» государственническим патернализмом, они менее закомплексованы, не склонны к «московитскому» изоляционизму, более свободны в своих мыслях, более демократичны и более открыты иным влияниям. По словам Эрлиха, «в лице русской культуры Молдавии Россия получает шанс на возрождение, условно говоря, «новгородского типа», безжалостно уничтоженного московитами Ивана Грозного».
Основополагающая идея Марка Ткачука – в том, что на смену гибнущим системам приходит идея «творческого хаоса». Возможно, именно этим объясняется хаотический курс молдавского руководства во главе с Владимиром Ворониным на протяжении 8 лет коммунистической каденции: от безусловно пророссийской идеологии и политики первых лет Воронин в конце своего первого срока пришел к радикальному разрыву с Россией и надолго оказался в одной команде с Ющенко и Саакашвили (причем во многих случаях его антироссийский радикализм шел даже впереди своих партнеров по ГУАМ).
Марк Ткачук установил самые крепкие связи с западными социал-демократическими структурами. Немецкий социал-демократический Фонд Эберта профинансировал создание главного детища Ткачука – Высшей Антропологической Школы имени Че Гевары, ставшей кузницей анархо-троцкистских кадров для ПКРМ. По своим политическим убеждениям эти люди мало чем отличаются от нынешних российских радикально-левых «несогласных» вроде НБП, АКМ или РКСМ. По отношении «ткачуковцев» к России и российской власти можно судить по лексикону выпускников и студентов ВАШ, вполне идентичному словарному запасу российских «несогласных» – «кремлядь», «Газпромия» и т.д.
Совсем неслучайно культовой фигурой «ткачуковцев» стала скандальная журналистка Наталья Морарь, бывший пресс-секретарь «Другой России» – гражданка Молдовы, которой запрещен въезд на территорию Российской Федерации за неоднократные призывы к насильственному свержению конституционного строя. Примечательно, что Морарь еще в рамках «Открытой России» Ходорковского курировала проект, аналогичный проекту Ткачука – «Школу публичной политики». Однако в последнее время «молдавская Политковская», как ее раздраженно называют бывшие идейные соратники, совсем отбилась от рук – организовала в Кишиневе новый проект ThinkMoldova, организующий встречи студенчества с представителями радикально-националистической оппозиции. Первыми приглашенными были мэр Кишинева Дорин Киртоакэ, лидер Христианско-демократической народной партии Юрий Рошка и лидер либеральных демократов Владимир Филат.
Именно Ткачук стоял за радикальной сменой курса Воронина в 2004 году, за вплетением Молдовы в клубок антироссийских режимов Восточной Европы и за созданием стратегического союза с зоологическим националистом и русофобом Юрием Рошкой. Именно этот молодой троцкист втянул Молдову в бесперспективное противостояние с Россией и в обострение конфронтации с Приднестровьем. Этот гибельный курс едва не окончился для коммунистов катастрофой еще в 2007 году – они потерпели сокрушительное поражение на местных выборах, лишившись власти 2/3 районах Молдовы и в Гагаузской автономии. Наиболее обидным был провал коммунистов в Кишиневе – их кандидат, 40-летний Вячеслав Йордан, и.о. мэра Кишинева, с треском проиграл выборы мало кому известному 28-летнему Дорину Киртоакэ, выпускнику Бухаресткого университета, радикальному русофобу и ярому стороннику объединения Молдовы с Румынией.
( Read more... )По сравнению с оппозиционными партиями ПКРМ для Москвы – гораздо меньшее из зол. Россия не может игнорировать «фактор Воронина» – его позиции, харизму, поддержку среди наиболее активной части населения и относительную лояльность Москве. Безусловно, Кремль склонен «не поминать ему старое» . Однако стоит ли России складывать все яйца в одну корзину? 10 лет назад Россия уже совершила подобную ошибку, сделав все ставки на воронинскую Компартию и поспособствовав непрохождению в парламент однозначно пророссийского блока «Социалистическое Единство». Результат такой политики самым печальным образом проявился в ноябре 2003 года и в течение трех последующих лет – а учитывая усиление в ПКРМ позиций Марка Ткачука, можно не сомневаться, что в последующем связь этой партии с Россией и даже с «братской» КПРФ будет все менее и менее прочной. Гораздо приемлемой для Москвы была бы поддержка, помимо коммунистов, еще одной партии, на которую можно было бы полагаться в большей степени.
На выборах 2005 года Россия «в наказание» Воронину решила поддержать блок «Демократическая Молдова» под руководством бывшего и.о. премьер-министра и бывшего мэра Кишинева Серафима Урекяна, набравший 28% и проведший в парламент 34 депутата. Экс-мэр Кишинева регулярно мелькал в новостных выпусках российских федеральных телеканалов, рассказывая, сколько килограммов колбасы инженер мог купить на свою зарплату «до» и «во время» Воронина.
Неизвестно, кто в Кремле принимал подобное решение, но выбор странный. Мало того что сам Урекян никогда не был замечен среди друзей России, списке БДМ баллотировались откровенные русофобы, вроде Олега Серебряна, Вячеслава Унтилэ и Виталии Павличенко, а в программу блока был включен пункт о выходе Молдовы из СНГ. Вместе с тем, Кремль не преуспел консолидации пророссийских сил – на этом фланге баллотировались целых три избирательных списка, причем два из них под одним и тем же названием – «Патрия – Родина». Даже в списке Партии коммунистов баллотировался председатель Координационного совета русских общин Молдовы Михаил Сидоров. В списке «Демократической Молдовы» оказался только один человек, которого с большой натяжкой можно было бы причислить к дружественно настроенным по отношению к России – Дмитрий Брагиш.
( Read more... )